Top.Mail.Ru

Специальная оценка условий труда: изучаем новые правила

С этого года компании вместо аттестации рабочих мест обязаны проводить специальную оценку условий труда. Какие рабочие места подлежат оценке? Когда нужно проводить спецоценку? Как подготовиться к ее проведению? В каком порядке следует использовать результаты специальной оценки труда? Какая ответственность грозит за ее непроведение? Комментарий к новому закону читайте в материале нашего автора.

С 1 января 2014 года вступило в силу большинство положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Суть документа в том, что вместо аттестации рабочих мест все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Выясним, на кого распространяются положения законодательства о специальной оценке условий труда, и расскажем об особенностях проведения этой процедуры.

До 2014 года компании были обязаны проводить аттестацию своих рабочих мест. Эта обязанность предусматривалась ст. 212 ТК РФ.

Аттестацию проводили, чтобы оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные и (или) опасные производственные факторы. Результаты аттестации использовались, например, при заполнении отчетности в соцстрах (расчет по форме № 4-ФСС). Чиновники фонда учитывали сведения об аттестации и предоставляли компаниям скидки к тарифу взносов «по травматизму» или же, наоборот, устанавливали надбавки.

Компании были обязаны проводить аттестацию не всех рабочих мест, а только тех, на которых выполнение трудовых функций могло причинить вред здоровью и жизни сотрудников (п. 2 и 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Например, можно было не аттестовывать некоторые рабочие места сотрудников, чья трудовая функция была связана с работой на компьютерах (п. 4 указанного Порядка).

Однако с 1 января 2014 года такого понятия, как «аттестация рабочих мест», больше не существует. Оно исключено из ТК РФ. С этого года вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Сразу скажем, что изменилось не только название, но и суть проводимых процедур.

Что такое спецоценка

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Какие рабочие места подлежат оценке

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Ее нужно проводить независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Специальную оценку можно не проводить только в отношении условий труда надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

К сведению

Никаких исключений для офисных работников Закон № 426-ФЗ не предусматривает. Поэтому специальную оценку, по всей видимости, потребуется проводить в отношении всех офисных рабочих мест. Ранее чиновники также считали, что если работник больше половины рабочего времени проводит за компьютером, то такие рабочие места подлежат аттестации (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).

Когда проводить спецоценку

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку можно не проводить.

Что же до общих сроков проведения специальной оценки условий труда, то ее требуется проводить не реже, чем один раз в пять лет.

Однако законодатели предусмотрели несколько случаев, когда работодатель обязан провести спецоценку внепланово. К ним...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Неполное рабочее время по инициативе работодателя

В каких случаях работодатель может вводить режим неполного рабочего времени по своей инициативе? Какие плюсы и минусы есть у этого режима, какие условия необходимо соблюсти и каких подводных камней стоит опасаться? Стоит ли вводить в организации режим неполного рабочего времени в сложной финансово-экономической ситуации или лучше сразу готовиться к сокращению штата и численности работников? Какие документы оформить и что учесть при увольнении работников, которые отказались перейти на режим неполного рабочего времени? Отвечаем на эти и сопутствующие вопросы, приводим готовые образцы документов: приказа о введении режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя в целях сохранения рабочих мест и уведомления работнику о введении такого режима, дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении режима труда и отдыха, а также связанных с этим других условий труда.

Организация воинского учета в вопросах и ответах

Отвечаем на вопросы читателей журнала. Надо ли только что зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? А если в организации нет военнообязанных работников? Какой штраф предусмотрен за то, что организация не встала на воинский учет и какой срок давности привлечения к ответственности? Как назначить ответственное за воинский учет лицо? Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета? Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей? Какие сведения и когда необходимо подавать в военкомат? Как оформить отсутствие работника в связи с его призывом на сборы и вызовом в военкомат? Сможете воспользоваться нашими образцами: заполнения раздела «Сведения о воинском учете» карточки по форме № 10, приказа об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица за воинский учет), акта приема-передачи документов по воинскому учету, заявления об освобождении от работы в связи с повесткой из военкомата, приказа об освобождении сотрудника от работы для явки в военный комиссариат.

Особенности расследования профзаболевания

Как необходимо расследовать обстоятельства и причины возникновения у работников профессиональных заболеваний, чтобы избежать проблем с контролерами. В какие сроки надо уложиться. Даем готовые образцы оформления приказа о создании комиссии по расследованию профессионального заболевания, акта о случае профессионального заболевания.

Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет

Ответственность за обработку персональных данных с нарушениями продолжает ужесточаться. С 30.05.2025 за повторные нарушения по некоторым статьям начнут взыскивать оборотные штрафы. Автор анализирует три основных требования к работодателям, которые необходимо выполнить в первую очередь при обработке персданных работников и клиентов (уведомление Роскомнадзора, назначение ответственного лица, утверждение политики обработки персональных данных), а также последствия их несоблюдения. Объясняет, как правильно выполнить такие требования (с образцами документов и конкретных формулировок), на основе собственного опыта и разъяснений Роскомнадзора. Показывает судебную практику, которая «подсвечивает» узкие места.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?