В последнее время работодатели все чаще задумываются о вовлечении в рабочий процесс удаленных сотрудников. Кто может работать дистанционно? Какие преимущества и недостатки есть у подобной работы? Каков порядок приема на удаленную работу? Что следует предусмотреть в договоре с сотрудником? Как построить процесс ознакомления с локальными нормативными актами? Что нужно для того, чтобы получить усиленную квалифицированную электронную подпись?
В статье рассмотрим плюсы и минусы дистанционной работы как для работника, так и для работодателя, а также нюансы приема на работу дистанционных сотрудников и прекращения трудового договора с ними. Вы узнаете о том, какие документы следует оформить, как взаимодействуют работник и работодатель и о других особенностях удаленной работы.
В последнее время работодатели все чаще задумываются о вовлечении в рабочий процесс удаленных сотрудников. Это стало особенно актуальным после внесения в ТК РФ главы 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Наконец и законодатель признал, что работать эффективно можно различными способами, а не только по месту нахождения работодателя.
Безусловно, дистанционно могут работать далеко не все, а в основном те, кто обладает самодисциплиной, самоконтролем, ответственен и способен планировать свое рабочее время, но по каким-то причинам не может трудиться на территории работодателя. Такие работники и для работодателя находка. Разумеется, для обеих сторон трудовых отношений есть определенная выгода в работе на расстоянии.
Преимущества и недостатки
В соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
Исходя из данного определения дистанционной работы (ее еще называют «удаленная работа») можно выделить ее основные признаки. Работа осуществляется:
- по трудовому договору;
- вне места расположения организации или обособленных подразделений работодателя;
- с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Так, дистанционно можно работать, например, дома, в кафе, в специальных коворкинг-центрах1, в транспорте, за городом, за границей и т.д.
Преимущества такого способа работы очевидны как для работника, так и для работодателя.
По большому счету, для работодателя в найме дистанционных работников имеются следующие плюсы:
- отсутствие обязанности организовывать рабочее место позволяет снизить расходы на аренду помещений для рабочих мест (включая оплату коммунальных услуг, услуг связи, расходы на содержание помещений и т.п.), соответствующей мебели, оборудования и техники;
- отсутствие проблем, связанных с проездом работника на работу, позволяет тратить меньше времени на выяснение причин несоблюдения трудовой дисциплины, в частности, опозданий на работу, влекущих срыв рабочего процесса, и т.п.;
- возможность более гибкого общения с работником вне рамок рабочего времени позволяет повысить производительность и эффективность труда;
- в некоторых случаях имеется возможность сократить расходы на командировки работников в другие регионы, что в то же время позволяет работать в других регионах без открытия обособленных подразделений организации;
- можно расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя в упрощенном порядке (об этом мы поговорим позже) и др.
Несомненно, также существует ряд преимуществ для работника в дистанционной работе, таких, как:
- отсутствие привязанности к рабочему месту позволяет трудиться в дороге, в кафе, за городом и даже в других странах;
- возможность самостоятельной организации своего рабочего и свободного времени при соблюдении лишь оговоренных сроков выполнения работы повышает ее качество;
- возможность работать без отрыва от семьи (это касается в основном женщин с малолетними детьми) минимизирует проблемы, связанные с постоянным отсутствием родителей вдали от детей;
- экономия на расходах, связанных с дресс-кодом и соответствующим работе внешним видом работника, обедами и прочими атрибутами офисной жизни, способствует более эффективному сохранению и накоплению полученных доходов;
- отсутствие стрессов, связанных с прямым общением с руководством и другими работниками, сохраняет здоровье и психологический комфорт работника;
- возможность работы у нескольких работодателей одновременно позволяет работнику «уйти от рутины» и расти профессионально в разных областях.
Однако дистанционная работа обладает не только плюсами. Для работодателя минусы в применении дистанционного труда состоят в основном в отсутствии возможности:
- прямо контролировать работу удаленного работника;
- в любое время застать работника за работой в целях оперативного решения вопроса в случае необходимости;
- отследить, сколько работник реально тратит времени на выполнение работы;
- требовать срочного выполнения работы, которая предполагает связь по телефону, электронной почте и т.п., если произошли технические неполадки связи;
- привлечь работника к дисциплинарной ответственности по основанию несоблюдения работником действующих в организации правил внутреннего трудового распорядка и иных положений, направленных на укрепление дисциплины труда;
- отследить утечку информации, составляющей коммерческую тайну организации.
Для работника минусы удаленной работы состоят прежде всего в отсутствии:
- полноценного общения с коллегами по работе и, как следствие, нахождение «вне социума»;
- «соцпакета», связанного с работой на территории работодателя, например, если работодатель предоставляет другим работникам бесплатное питание во время обеденного перерыва.
В этом ключе скажем о преимуществе дистанционной работы перед работой по гражданско-правовому договору (для работника). Так, при наличии трудового договора с дистанционным работником на него распространяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в отличие от работы по гражданско-правовому договору (гражданское законодательство не предусматривает никаких социальных гарантий при оказании услуг или выполнении работ), в том числе социальных льгот и пособий беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей. Кроме того, немаловажно, что в трудовом договоре с дистанционным работником предусматриваются случаи и порядок его расторжения, в отличие от гражданско-правового договора, который каждая из сторон может расторгнуть в любое время, предупредив об этом в предусмотренный договором срок, без объяснения причин.
Кто может работать дистанционно?
Как указано в ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ, дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Закон не определяет конкретные категории лиц, которые могут работать дистанционно. То есть чтобы работать удаленно, достаточно заключить соответствующий трудовой договор с работодателем. Разумеется, дистанционно работают лишь те люди, которым по каким-либо причинам неудобно работать иным способом или которые не могут в силу различных обстоятельств трудиться на территории работодателя. Дистанционная работа подходит прежде всего людям с ограниченными возможностями, лицам с семейными обязанностями, совместителям, студентам, пенсионерам и пр.
Отметим, что на практике дистанционную работу иногда путают с...