Работа на дистанции: нюансы, о которых нужно знать

В последнее время работодатели все чаще задумываются о вовлечении в рабочий процесс удаленных сотрудников. Кто может работать дистанционно? Какие преимущества и недостатки есть у подобной работы? Каков порядок приема на удаленную работу? Что следует предусмотреть в договоре с сотрудником? Как построить процесс ознакомления с локальными нормативными актами? Что нужно для того, чтобы получить усиленную квалифицированную электронную подпись?

В статье рассмотрим плюсы и минусы дистанционной работы как для работника, так и для работодателя, а также нюансы приема на работу дистанционных сотрудников и прекращения трудового договора с ними. Вы узнаете о том, какие документы следует оформить, как взаимодействуют работник и работодатель и о других особенностях удаленной работы.

В последнее время работодатели все чаще задумываются о вовлечении в рабочий процесс удаленных сотрудников. Это стало особенно актуальным после внесения в ТК РФ главы 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Наконец и законодатель признал, что работать эффективно можно различными способами, а не только по месту нахождения работодателя.

Безусловно, дистанционно могут работать далеко не все, а в основном те, кто обладает самодисциплиной, самоконтролем, ответственен и способен планировать свое рабочее время, но по каким-то причинам не может трудиться на территории работодателя. Такие работники и для работодателя находка. Разумеется, для обеих сторон трудовых отношений есть определенная выгода в работе на расстоянии.

Преимущества и недостатки

В соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Исходя из данного определения дистанционной работы (ее еще называют «удаленная работа») можно выделить ее основные признаки. Работа осуществляется:

  • по трудовому договору;
  • вне места расположения организации или обособленных подразделений работодателя;
  • с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

Так, дистанционно можно работать, например, дома, в кафе, в специальных коворкинг-центрах1, в транспорте, за городом, за границей и т.д.

Преимущества такого способа работы очевидны как для работника, так и для работодателя.

По большому счету, для работодателя в найме дистанционных работников имеются следующие плюсы:

  • отсутствие обязанности организовывать рабочее место позволяет снизить расходы на аренду помещений для рабочих мест (включая оплату коммунальных услуг, услуг связи, расходы на содержание помещений и т.п.), соответствующей мебели, оборудования и техники;
  • отсутствие проблем, связанных с проездом работника на работу, позволяет тратить меньше времени на выяснение причин несоблюдения трудовой дисциплины, в частности, опозданий на работу, влекущих срыв рабочего процесса, и т.п.;
  • возможность более гибкого общения с работником вне рамок рабочего времени позволяет повысить производительность и эффективность труда;
  • в некоторых случаях имеется возможность сократить расходы на командировки работников в другие регионы, что в то же время позволяет работать в других регионах без открытия обособленных подразделений организации;
  • можно расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя в упрощенном порядке (об этом мы поговорим позже) и др.

Несомненно, также существует ряд преимуществ для работника в дистанционной работе, таких, как:

  • отсутствие привязанности к рабочему месту позволяет трудиться в дороге, в кафе, за городом и даже в других странах;
  • возможность самостоятельной организации своего рабочего и свободного времени при соблюдении лишь оговоренных сроков выполнения работы повышает ее качество;
  • возможность работать без отрыва от семьи (это касается в основном женщин с малолетними детьми) минимизирует проблемы, связанные с постоянным отсутствием родителей вдали от детей;
  • экономия на расходах, связанных с дресс-кодом и соответствующим работе внешним видом работника, обедами и прочими атрибутами офисной жизни, способствует более эффективному сохранению и накоплению полученных доходов;
  • отсутствие стрессов, связанных с прямым общением с руководством и другими работниками, сохраняет здоровье и психологический комфорт работника;
  • возможность работы у нескольких работодателей одновременно позволяет работнику «уйти от рутины» и расти профессионально в разных областях.

Однако дистанционная работа обладает не только плюсами. Для работодателя минусы в применении дистанционного труда состоят в основном в отсутствии возможности:

  • прямо контролировать работу удаленного работника;
  • в любое время застать работника за работой в целях оперативного решения вопроса в случае необходимости;
  • отследить, сколько работник реально тратит времени на выполнение работы;
  • требовать срочного выполнения работы, которая предполагает связь по телефону, электронной почте и т.п., если произошли технические неполадки связи;
  • привлечь работника к дисциплинарной ответственности по основанию несоблюдения работником действующих в организации правил внутреннего трудового распорядка и иных положений, направленных на укрепление дисциплины труда;
  • отследить утечку информации, составляющей коммерческую тайну организации.

Для работника минусы удаленной работы состоят прежде всего в отсутствии:

  • полноценного общения с коллегами по работе и, как следствие, нахождение «вне социума»;
  • «соцпакета», связанного с работой на территории работодателя, например, если работодатель предоставляет другим работникам бесплатное питание во время обеденного перерыва.

К сведению

В этом ключе скажем о преимуществе дистанционной работы перед работой по гражданско-правовому договору (для работника). Так, при наличии трудового договора с дистанционным работником на него распространяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в отличие от работы по гражданско-правовому договору (гражданское законодательство не предусматривает никаких социальных гарантий при оказании услуг или выполнении работ), в том числе социальных льгот и пособий беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей. Кроме того, немаловажно, что в трудовом договоре с дистанционным работником предусматриваются случаи и порядок его расторжения, в отличие от гражданско-правового договора, который каждая из сторон может расторгнуть в любое время, предупредив об этом в предусмотренный договором срок, без объяснения причин.

Кто может работать дистанционно?

Как указано в ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ, дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Закон не определяет конкретные категории лиц, которые могут работать дистанционно. То есть чтобы работать удаленно, достаточно заключить соответствующий трудовой договор с работодателем. Разумеется, дистанционно работают лишь те люди, которым по каким-либо причинам неудобно работать иным способом или которые не могут в силу различных обстоятельств трудиться на территории работодателя. Дистанционная работа подходит прежде всего людям с ограниченными возможностями, лицам с семейными обязанностями, совместителям, студентам, пенсионерам и пр.

Отметим, что на практике дистанционную работу иногда путают с...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как начать вести воинский учет

Несмотря на обязанность вести воинский учет, далеко не все организации это делают. Однако штрафы за нарушения в данной сфере довольно высоки. Правда, пока работодателей массово не штрафуют, но такое положение в любой момент может измениться. Рассказываем, как поставить организацию на учет в военкомат, какой именно и какие документы нужно подать (приводим образцы оформления).

Полная материальная ответственность работника: анализ изменений

С 01.09.2025 вступили в силу новые перечни должностей и работ, при выполнении которых работодатель может заключать договоры о полной материальной ответственности с сотрудниками, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности. Разбираем в деталях, что в них изменилось по сравнению с действовавшими ранее и что необходимо учитывать работодателю, в штате которого есть сотрудники с полной матответственностью. Приводим образцы формулировок для договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности, которыми можно дополнить утвержденные формы для применения в своей организации.

Что необходимо учесть при увольнении материально ответственного лица

Какие ошибки допускают работодатели при возложении на работника полной материальной ответственности? Почему работодателю важно обеспечить условия для сохранности вверенных сотрудникам ценностей? Какова процедура передачи работникам имущества? Когда необходимо проводить инвентаризацию и по каким правилам? Почему опасно увольнять материально ответственное лицо одним днем? Что необходимо учесть при расторжении с ним трудовых отношений? Как поступить, если материально ответственное лицо, подав заявление об увольнении, уходит на больничный и на работе до дня увольнения не появляется? Можно ли в этом случае инвентаризацию не проводить? Почему для таких ситуаций в судебной практике нет однозначных ответов? В какой момент начинается течение срока для обращения в суд с иском к работнику о возмещении причиненного ущерба? Ответы – в нашей статье.

Как без рисков разделить отпуск на части

Какие риски существуют при разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части? Какой продолжительности будет отпуск, если работнику и работодателю не удалось достигнуть договоренности о разделении его на части? Насколько мелкими могут быть части отпуска, чтобы не было претензий от проверяющих? Может ли работодатель отказать работнику в разделении отпуска на части без включения в него выходных дней? Какие документы необходимо оформить, когда одна из сторон инициирует разбиение отпуска на части, а вторая – соглашается с этим. Приводим 6 образцов: предложение работодателя и заявление работника о планировании отпуска в графике на следующий год частями; предложение работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; заявление сотрудника о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или на следующий год; согласие работника; отрицательную и положительную резолюции руководителя.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?