Ошибки при установлении режимов рабочего времени традиционно относятся к категории высокорисковых. Подобные нарушения могут привести не только к административной, но и уголовной ответственности. Чтобы предотвратить возникновение таких неблагоприятных последствий, разберем специфику описания режимов работы в локальных нормативных актах, их элементы, значение и особенности.
Режим работы в последнее время получил внимание со стороны всех – и работников, и работодателя, и законодателя. Но, тем не менее, неясностей вокруг режима работы, к сожалению, еще очень много. Давайте разберемся, на что кадровику обратить внимание в первую очередь.
С учетом требований ст. 100 ТК РФ при установлении работникам конкретного режима необходимо конкретизировать все его элементы. Более того, следует обращать внимание на особенности режима рабочего времени отдельных категорий работников (например, транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, режим для которых определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и др.)
Составными элементами любого режима являются:
- его название;
- определение рабочих и выходных дней;
- определение начала и окончания рабочего времени;
- норма рабочего времени;
- перерывы для отдыха и питания.
Рассмотрим все элементы более подробно.
Название режима
В настоящее время в ТК РФ установлены следующие виды режимов:
- нормированный рабочий день (законодательно напрямую не прописан);
- ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ);
- работа в режиме гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ);
- сменная работа (ст. 103 ТК РФ);
- суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);
- разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ).
В зависимости от того, какое название режима вы пропишете при его описании, такие требования законодательства и будут распространяться на него в дальнейшем.
В магазине режим труда продавцов торгового зала установлен следующий: 12-часовой рабочий день с 09.00 до 21.00 с графиком работы «два дня рабочих – два дня выходных». Если такой режим работы назвать сменным режимом работы (как многие на практике и делают), на него будут распространяться требования ст. 103 ТК РФ, например в части необходимости делать график сменности и доводить до сведения работников не позднее чем за один месяц. А назовите вы этот режим работы: «нормированный рабочий день с графиком работы два дня рабочих – два дня выходных». И никаких графиков сменности требовать с вас никто не будет.
Определение рабочих и выходных дней
При прописании режима работы необходимо конкретизировать, какие дни являются рабочими, а какие выходными. В случае невозможности конкретизации следует указать порядок чередования рабочих и выходных дней. Например, «сутки рабочие – трое суток выходные», либо предоставление выходных дней по скользящему графику с прописанием логики их предоставления, либо ссылка на график, который будет делать работодатель, например график сменности при сменном режиме работы.
Если режим работы прописан как «пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями», то непонятно, какие дни являются выходными, а какие рабочими. Поскольку ни рабочие, ни выходные дни не конкретизированы. При указании режима «пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу с двумя выходными днями – суббота и воскресенье» появляется конкретика и понимание, какие дни являются рабочими, а какие – выходными.
Правильное указание рабочих и выходных дней необходимо для понимания того, в какие дни работодатель обязан обеспечить сотрудников работой, а в какие – для привлечения к работе необходимо будет соблюсти порядок, установленный ст. 113 ТК РФ: с письменного согласия работника, со специальным кодированием в табеле учета рабочего времени – «РП», с оплатой не менее чем в двойном размере согласно ст. 153 ТК РФ.
Определение начала и окончания рабочего времени
При установлении режима необходимо определить начало и окончание рабочего времени. Они будут определять факт выполнения работы в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также ее превышение.
От периода определения рабочего времени, его начала и окончания зависит очень много. Посмотрим на примерах, как можно это зафиксировать:
1 вариант. Начало и окончание могут быть четко фиксированными.
При нормальной продолжительности рабочего времени: с 9.00 до 18.00; с 08.00 до 17.00.
При работе по графику: с 8.00 до 8.00; с 9.00 до 21.00 и т.д.
2 вариант. Начало и окончание могут быть диапазонными, с установлением конкретного временного промежутка (диапазона), определяющего начало и окончание рабочего времени:
Примеры формулировок:
«Начало рабочего времени с 8.00 до 10.00 и окончание с 17.00 до 19.00».
«Начало рабочего времени с 9.00 до 10.00 и окончание с 18.00 до 19.00» и т.д.
3 вариант. Начало и окончание могут быть в принципе не зафиксированы, такой порядок называется гибким.
Примеры формулировок:
«Начало и окончание рабочего дня определяется работодателем и доводится до сведения работника (как, за какой период времени)».
«Начало и окончание рабочего дня определяется работником самостоятельно, исходя из необходимости выполнения установленного ежедневного объема работы».
Норма
Понятие «нормы» рабочего времени при прописании режима работы определяют две составляющие:
- нормальная продолжительность;
- единица нормы.
Нормальная продолжительность часов работы – это то количество часов, которое сотрудник должен отработать за определенную единицу времени. То есть понятие нормальная продолжительность тесно связана с единицей нормы. Мы говорим: сколько часов, за какой период?
Все что «сверх» или «за пределами» данной нормы – является ее превышением и будет трактовано как сверхурочная работа по ст. 99 ТК РФ.
Единицей нормы может быть день, неделя, месяц, квартал, полугодие, год и пр.
При определении режима может быть указано: «работнику устанавливается нормированный рабочий день продолжительностью 8 часов» или «работнику устанавливается нормированная рабочая неделя продолжительностью 40 часов».
Перерывы для отдыха и питания
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время, как правило, не включается. Хотя на практике встречаются случаи, когда такие перерывы включаются в рабочее время.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. То есть, прописывая режим работы, в частности специфику предоставления перерывов для отдыха и питания, необходимо указать следующие элементы:
- сколько перерывов предоставляется в течение рабочего дня (это зависит от продолжительности рабочего времени);
- какую продолжительность имеет каждый такой перерыв в указанном в законодательстве диапазоне от 30 минут до 2 часов;
- как предоставляются эти перерывы, в какое время;
- будут ли эти перерывы исключаться из рабочего времени или нет. Исходя из этого будет определяться и порядок их оплаты.
Итак, мы разобрали специфику описания режимов работы, их элементы, значение и особенности. Ваша задача – проверить насколько те режимы, которые сейчас прописаны у вас в организации, соответствуют всем установленным требованиям законодательства.
Обратите внимание, что ошибки при установлении режимов относятся к категории высокорисковых для компании и ее должностных лиц, так как в случаях проведения инспекционных проверок они приводят не только к наложению административных санкций, но очень часто к работодателю предъявляют требования произвести дополнительные выплаты работникам, например, если инспектор сочтет, что сотрудники работали фактически в ином режиме, чем прописано в локальных нормативных актах.
Более того, подобные нарушения могут привести и к привлечению к уголовной ответственности. Например, при несчастном случае на производстве, если причиной будет названо нарушение норм охраны труда, либо за подлог документов в том случае, когда прописанный в документах режим не совпадает с тем, как сотрудники фактически работают и как их часы работы отражены в табеле учета рабочего времени.
Жаль, что многие работодатели сталкиваются с осознанием этой проблемы уже по факту предъявления им претензий со стороны инспекционных органов. Поэтому ваша задача – предотвратить возникновение таких рисков.