Компании все чаще приглашают иностранных специалистов на работу, а граждане других государств самостоятельно представляют свои кандидатуры на рассмотрение работодателям и нередко их деловые качества оказываются выше, чем у коллег из РФ. Если работодатель принимает решение о приеме на работу иностранца, то уже на этом этапе начинают возникать вопросы, которые на практике не всегда решаются правильно. Дадим пошаговые инструкции, как действовать работодателю.
Компании, которые принимают на работу иностранных граждан, нередко сталкиваются с трудностями и вопросами практического характера. Отличается ли перечень документов при трудоустройстве экспатов? Нет ли ограничений на их прием? Расскажем, какие действия должен предпринять заблаговременно работодатель, если он планирует взять на работу иностранца.
В настоящее время иностранные работники в организации не являются исключением из правил. Все чаще компании приглашают иностранных специалистов на работу или граждане других государств самостоятельно представляют свои кандидатуры на рассмотрение и их деловые качества оказываются выше, чем у коллег из РФ. Если работодатель принимает решение о приеме на работу иностранного гражданина, то уже на этом этапе начинают возникать вопросы, которые не всегда решаются правильно. Разберемся, как действовать работодателю.
Иностранный гражданин – физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).
Организация может принять на работу иностранца, если он достиг возраста 18 лет (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ, п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Федеральные законы и международные договоры РФ устанавливают определенные запреты или ограничения в случае приема на работу иностранцев. Приведем несколько примеров:
1) гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 7 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»);
2) иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (п. 1 ст. 56 Кодекса торгового мореплавания);
3) в качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован лишь гражданин РФ, постоянно проживающий на ее территории (п. 3 ст. 1247 Гражданского кодекса РФ);
4) гражданин иностранного государства не может быть принят на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе (абз. 2 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Таким образом, далеко не в каждую организацию можно пригласить иностранца. Поэтому работодателям сначала следует выяснить, не установлен ли запрет на трудоустройство заграничного сотрудника на конкретную должность (работу).
Если же законодательных препятствий нет и руководство принимает решение принять на работу иностранца, компании предстоит определиться с выбором конкретного специалиста и совершить определенные действия для приема его на работу.
Для начала работодателю нужно определить, из какой страны прибыл или прибудет потенциальный сотрудник. Это важно, поскольку существует ряд особенностей для трудоустройства граждан некоторых государств.
Так, граждане республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения при приеме на работу практически приравниваются к россиянам (ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, далее – Договор о ЕАЭС):
- трудящимся из этих стран не нужно получать ни патент, ни разрешение на работу в РФ;
- документы об образовании, выданные образовательными организациями указанных государств, признаются в РФ без проведения процедур их признания. Исключение составляют организации, занимающиеся педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью. Для трудоустройства к ним нужно пройти процедуру признания документов об образовании;
- документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные в указанных странах, признаются в РФ;
- социальное страхование трудящихся перечисленных государств и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан РФ. Трудовой (страховой) стаж засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Пенсионное обеспечение регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также согласно отдельным международным договорам между государствами-членами (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС);
- граждане Казахстана, Кыргызстана и Армении в течение 30 суток с даты въезда в РФ освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС). А для граждан Беларуси срок пребывания в РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда.
Несмотря на указанные привилегии, граждане из Евразийского экономического союза не освобождаются от предоставления работодателю полиса добровольного медицинского страхования (далее – полис ДМС) при отсутствии у организации договора с медицинским учреждением (абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Исключением являются белорусы, которые имеют равные права с гражданами РФ на обеспечение медицинской помощью и в вопросах трудовых отношений (договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998...