Top.Mail.Ru

Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция

Минтруд России в письме от 01.06.2018 № 15-4/10/В‑4010 напомнил, что результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют только до 31.12.2018. С 2019 года могут использоваться лишь данные специальной оценки. Однако на апрель 2018 года по данным чиновников спецоценка проведена лишь на 65% рабочих мест. Поэтому у работодателей есть последний шанс успеть провести ее вовремя. В ином случае штрафа не миновать. Пошагово расскажем, какие документы необходимо составить перед проведением спецоценки, что понадобится делать и как контролировать специализированную организацию, с которой вы заключите договор, кого уведомить и в какие сроки после утверждения отчета о спецоценке; можно ли оспорить ее результаты.

Готовимся к спецоценке условий труда

Проведение спецоценки не займет много времени, если компания небольшая и оценивать будут условия труда на обычных офисных местах. Если же компания более крупная и вредные (опасные) факторы имеются, процедура может затянуться. Поэтому рекомендуем не дожидаться последних чисел декабря.

Главная особенность спецоценки заключается в том, что она проводится работодателем совместно со специализированной организацией (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон о спецоценке).

В Схеме 1 покажем действия работодателя по подготовительным мероприятиям до проведения спецоценки.

Схема 1. Действия работодателя по подготовке проведения спецоценки

Для начала работодателю нужно сформировать комиссию по проведению спецоценки условий труда (ч. 1 ст. 9 Закона о спецоценке). В комиссию необходимо включить представителей:

  • работодателя, в том числе специалиста по охране труда (если в штате нет такого сотрудника, то нужно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору);
  • профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если он есть в компании).

Количество членов комиссии должно быть нечетным. Возглавит ее работодатель или его представитель (руководитель организации).

О создании комиссии следует издать приказ в свободной форме. В нашем примере организация небольшая, численность работников – 15 человек, профсоюзной организации в компании нет (см. Пример 1).

Пример 1. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки условий труда

Для проведения спецоценки условий труда необходимо составить перечень рабочих мест. Обратите внимание: оценка будет проводится на всех местах, которые будут перечислены в этом перечне. На аналогичных рабочих местах достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа таких мест, но не менее двух мест. Причем полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку о том, что данные места аналогичны.

Аналогичными рабочими местами (ч. 6 ст. 9 Закона о спецоценке) признаются места, которые:

  • расположены в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты;
  • на которых сотрудники работают по одной и той же профессии (должности, специальности);
  • выполняют одинаковые трудовые функции;
  • трудятся в одинаковом режиме рабочего времени;
  • осуществляют работу при ведении однотипного технологического процесса;
  • используют одинаковое производственное оборудование и т.д.

Например, если в офисной компании на должности менеджера продаж трудится 15 человек в сходных условиях, то спецоценка будет...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Неполное рабочее время по инициативе работодателя

В каких случаях работодатель может вводить режим неполного рабочего времени по своей инициативе? Какие плюсы и минусы есть у этого режима, какие условия необходимо соблюсти и каких подводных камней стоит опасаться? Стоит ли вводить в организации режим неполного рабочего времени в сложной финансово-экономической ситуации или лучше сразу готовиться к сокращению штата и численности работников? Какие документы оформить и что учесть при увольнении работников, которые отказались перейти на режим неполного рабочего времени? Отвечаем на эти и сопутствующие вопросы, приводим готовые образцы документов: приказа о введении режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя в целях сохранения рабочих мест и уведомления работнику о введении такого режима, дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении режима труда и отдыха, а также связанных с этим других условий труда.

Организация воинского учета в вопросах и ответах

Отвечаем на вопросы читателей журнала. Надо ли только что зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? А если в организации нет военнообязанных работников? Какой штраф предусмотрен за то, что организация не встала на воинский учет и какой срок давности привлечения к ответственности? Как назначить ответственное за воинский учет лицо? Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета? Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей? Какие сведения и когда необходимо подавать в военкомат? Как оформить отсутствие работника в связи с его призывом на сборы и вызовом в военкомат? Сможете воспользоваться нашими образцами: заполнения раздела «Сведения о воинском учете» карточки по форме № 10, приказа об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица за воинский учет), акта приема-передачи документов по воинскому учету, заявления об освобождении от работы в связи с повесткой из военкомата, приказа об освобождении сотрудника от работы для явки в военный комиссариат.

Особенности расследования профзаболевания

Как необходимо расследовать обстоятельства и причины возникновения у работников профессиональных заболеваний, чтобы избежать проблем с контролерами. В какие сроки надо уложиться. Даем готовые образцы оформления приказа о создании комиссии по расследованию профессионального заболевания, акта о случае профессионального заболевания.

Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет

Ответственность за обработку персональных данных с нарушениями продолжает ужесточаться. С 30.05.2025 за повторные нарушения по некоторым статьям начнут взыскивать оборотные штрафы. Автор анализирует три основных требования к работодателям, которые необходимо выполнить в первую очередь при обработке персданных работников и клиентов (уведомление Роскомнадзора, назначение ответственного лица, утверждение политики обработки персональных данных), а также последствия их несоблюдения. Объясняет, как правильно выполнить такие требования (с образцами документов и конкретных формулировок), на основе собственного опыта и разъяснений Роскомнадзора. Показывает судебную практику, которая «подсвечивает» узкие места.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?