Top.Mail.Ru

Малозначительные нарушения трудового законодательства: как избежать ответственности

Иногда даже в случае выявления ГИТ очевидного нарушения трудового законодательства работодатель может быть освобожден от административной ответственности. Это возможно, если совершенное нарушение будет признано малозначительным. Расскажем, что на практике понимается под малозначительностью, какие нарушения признаются малозначительными, а какие – ​нет. Приведем пример ходатайства в трудовую инспекцию об освобождении от ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В ст. 2.9 КоАП РФ сказано, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, если в ходе проверки инспекция выявила нарушение, то работодателю надо в первую очередь понять, можно ли признать выявленное нарушение малозначительным, и если да, то при отсутствии намерения и возможности оспорить наличие нарушения стоит сразу ходатайствовать об освобождении от ответственности (Схема).

Схема. Действия работодателя в случае выявления ГИТ нарушений

Для начала поясним, что подразумевают под малозначительностью суды. Верховный Суд РФ отметил, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений» 1.

Проще говоря, малозначительное нарушение не должно:

  • быть существенным,
  • причинять серьезный вред,
  • влечь за собой тяжелые последствия.

Какие нарушения вряд ли будут признаны малозначительными

1. Работодатель не направил сообщение о заключении договора с бывшим государственным или муниципальным служащим

В ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплено, что при заключении трудового (и в определенных случаях гражданско-правового) договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, входящим в соответствующий утвержденный перечень, в течение двух лет после увольнения работника со службы работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить о заключении договора по последнему месту службы работника.

За нарушение этого требования может наступить административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. При этом штраф по данной статье для юридических лиц может достигать 500 000 рублей, а должностных – 50 000 рублей.

Пытаясь избежать таких серьезных санкций, работодатели часто пытаются сослаться на малозначительность нарушения. Однако если сообщение направлено не было, то контролирующие органы не идут навстречу компании и отказывают в признании нарушения малозначительным. Суды подтверждают эту позицию.

Судебная практика

«Административное правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным…

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.

Санкция ст. 19.29 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, против порядка управления, в связи с чем вывод мирового судьи о малозначительности совершенного правонарушения – только по мотиву ненаступления общественно опасных последствий – основан на неправильном применении норм материального права» (п. 8 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто ответит за нарушение законодательства: руководитель или кадровик?

Каждый работодатель знает, что за нарушением следует наказание. Но все привыкли к тому, что штрафные санкции обычно применяют к организации или руководителю компании. Однако есть нормы, за отступление от которых накажут кадровика или специалиста по охране труда. Разберемся, когда и как могут привлечь к ответственности рядовых сотрудников. Рассмотрим судебную точку зрения.

Выдаем расчетные листки по правилам

В любой компании, использующей наемный труд, сотрудники получают заработную плату. И каждая такая выплата должна сопровождаться вручением расчетного листка. Нередко этим занимаются кадровики – ​специалисты отдела труда и заработной платы. Расскажем обо всех особенностях оформления и направления данных листков. А также о том, что грозит работодателям, игнорирующим обязанность по их выдаче. Приведем образцы документов (журнал учета выдачи расчетных листков, платежная ведомость) и примеры формулировок локальных нормативных актов (положения об оплате труда), которые вы можете использовать в своей работе.

Все о книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

Любой кадровик знает, что есть учетные книги (журналы), которые вести в отделе кадров надо обязательно. Причем за их отсутствие (или нарушение правил их ведения) и он сам (как ответственное лицо) и организация могут быть оштрафованы. Начиная с этого номера мы публикуем цикл статей, в котором расскажем, какие книги учета и журналы, находящиеся в ведении отдела кадров, должны быть в организации обязательно, а какие рекомендуется иметь для облегчения работы. И начнем с основного «наболевшего» – ​книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Рассмотрим, как ее заполнять и хранить, на какие моменты при внесении записей стоит обратить внимание, как можно ее дополнить и пр. А в следующих номерах разберемся с приходно-расходной книгой по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, журналами регистрации медосмотров и несчастных случаев на производстве.

Топ-4 ошибок в приказе о приеме на работу, которые могут привести к спору

Приказ о приеме на работу является важным кадровым документом, поскольку в нем отражаются основные условия трудоустройства. Его значимость подтверждается и тем, что неоформление или некорректное оформление документа довольно часто приводит к возникновению споров с работниками и контролирующими органами. Рассмотрим некоторые из таких ошибок подробнее, дав советы, которые помогут вам избежать проблем.

Кто ответит за нарушение законодательства: руководитель или кадровик?

Каждый работодатель знает, что за нарушением следует наказание. Но все привыкли к тому, что штрафные санкции обычно применяют к организации или руководителю компании. Однако есть нормы, за отступление от которых накажут кадровика или специалиста по охране труда. Разберемся, когда и как могут привлечь к ответственности рядовых сотрудников. Рассмотрим судебную точку зрения.

Топ-4 ошибок в приказе о приеме на работу, которые могут привести к спору

Приказ о приеме на работу является важным кадровым документом, поскольку в нем отражаются основные условия трудоустройства. Его значимость подтверждается и тем, что неоформление или некорректное оформление документа довольно часто приводит к возникновению споров с работниками и контролирующими органами. Рассмотрим некоторые из таких ошибок подробнее, дав советы, которые помогут вам избежать проблем.

Все о книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

Любой кадровик знает, что есть учетные книги (журналы), которые вести в отделе кадров надо обязательно. Причем за их отсутствие (или нарушение правил их ведения) и он сам (как ответственное лицо) и организация могут быть оштрафованы. Начиная с этого номера мы публикуем цикл статей, в котором расскажем, какие книги учета и журналы, находящиеся в ведении отдела кадров, должны быть в организации обязательно, а какие рекомендуется иметь для облегчения работы. И начнем с основного «наболевшего» – ​книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Рассмотрим, как ее заполнять и хранить, на какие моменты при внесении записей стоит обратить внимание, как можно ее дополнить и пр. А в следующих номерах разберемся с приходно-расходной книгой по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, журналами регистрации медосмотров и несчастных случаев на производстве.

Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства

Правительство предоставляет льготы для малого бизнеса. Значительная их доля связана с послаблениями в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Но чтобы воспользоваться такими льготами, надо выполнить ряд условий. Как узнать, подпадаете ли вы под эти льготы? Какие требования необходимо соблюсти? На что может рассчитывать работодатель – ​субъект малого бизнеса? Действует ли в отношении него мораторий на проверки? Как заполнить заявление об исключении организации из плана проверок ГИТ? Можно ли попросить трудовую инспекцию заменить штраф предупреждением? Поговорим об этих и других преимуществах небольших организаций-работодателей.