Законно ли отслеживать местоположение разъездных сотрудников?

Продолжаем тему контроля за работниками. На этот раз поговорим о разъездных сотрудниках, работу которых по понятным причинам значительно сложнее контролировать. Но выход есть – ​это система геолокации, которая позволяет видеть в режиме реального времени местонахождение работника и его передвижения. Недавно мы разбирали подобную ситуацию для клиента. Компания решила активировать GPS-трекеры на служебных автомобилях, которые выдает сотрудникам. Датчики должны отслеживать передвижение, и это облегчит отчетность по путевым листам. Но HR-директор забеспокоился: какие риски существуют с точки зрения ТК РФ, надо ли уведомлять сотрудников о введении новой системы контроля и как оформлять связанные с этим документы? Мы разобрались и теперь делимся с вами своими наработками.

Разъездные работники под колпаком

Законодательство не содержит определение понятия «разъездной характер работы». Минтруд России в письме от 18.09.2020 № 14-2/ООГ-15047 разъездной называет работу, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации, причем постоянно. Это, например, курьеры, торговые представители, экспедиторы и пр. Признаки разъездного характера работы Роструд выделил в письме от 12.12.2013 № 4209-ТЗ:

  • трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах;
  • у сотрудника нет стационарного рабочего места;
  • он выполняет свои трудовые обязанности вне расположения организации;
  • возвращение каждый день к месту проживания не обязательно;
  • работа носит постоянный характер.

Разъездные сотрудники не находятся на постоянном контроле работодателя. Даже утвержденный график работы не дает руководителю 100% гарантии контроля над ними. Однако речь идет о рабочем времени, выполнении трудовых обязанностей, и работодатель имеет право знать, где и чем занят его сотрудник. Свободой при таком характере работ не все могут грамотно пользоваться. А это приводит к невыполненным задачам, снижению производительности труда и злоупотреблениям со стороны персонала.

Как можно контролировать местонахождение сотрудников? Один из вариантов – ​системы геолокации. Они могут быть самыми разными, но принцип один – ​это приложение или программа, которая устанавливается на электронное устройство (технику, автомобиль, другое оборудование) и показывает его географическое местоположение и передвижение. Программа может быть установлена на любое устройство – ​смартфон, планшет, ноутбук. Для автомобиля – ​в виде датчика с программой. По такому принципу работают системы ГЛОНАСС и GPS в общественном транспорте.

С помощью системы отслеживания можно контролировать:

  • режим рабочего времени сотрудника, когда он сел в автомобиль, когда вышел;
  • перемещения, поездки к клиентам, продолжительность встреч;
  • что он делал в целом в течение рабочего времени;
  • соответствуют ли выполненные им задачи тому плану, который перед ним поставлен;
  • возможные нарушения трудовой дисциплины и отклонения от графика работы.

Отдельно хотелось бы отметить, что необходимо различать собственно дистанционную работу (вне офиса) и работу с разъездным характером (поездки к клиентам), которая может быть дистанционной. В первом случае отслеживать нахождение работника с помощью специальных программ нельзя. ТК РФ устанавливает, что удаленный работник находится вне офиса работодателя и не на территории, подконтрольной последнему. То есть сотрудник может быть...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Принимаем меры к недисциплинированным работникам

Какие меры на практике действительно помогают навести порядок в коллективе, не создав повод для трудовых споров. Как подготовиться к потенциальному конфликту, если его не избежать, аудит какой документации обязательно провести хотя бы своими силами, что успеть подправить до обострения ситуации. И как корректно дать понять нерадивому сотруднику, что он теперь на карандаше и либо он исправляет свое поведение, либо работодатель будет вынужден организовать тотальный контроль всей его работы (что само по себе мало кому приятно), по результатам которого будет принято решение (в строгом соответствии с действующим законодательством, конечно). Предлагаем подборку судебной практики, на которую стоит ориентироваться в спорных вопросах.

Можно ли для контроля качества работ обязать работников носить видеорегистраторы?

Для контроля за качеством выполняемых работ компания планирует ввести обязательное применение сотрудниками нагрудных видеорегистраторов. Какие документы необходимо принять в обществе для того, чтобы обеспечить интересы сотрудников и предприятия?

Если на работе появился возмутитель спокойствия

В любом коллективе бывают конфликтные ситуации, часто по причине действий конкретных сотрудников. Работодатели, пытаясь их предотвратить, стараются действовать на опережение – составляют локальные нормативные акты таким образом, чтобы в случае агрессивного или токсичного поведения привлечь абьюзера к дисциплинарной ответственности. В этот раз поговорим о трех часто встречающихся ситуациях: если сотрудник плохо воспитан и лузгает семечки на работе, если любит выпить, когда это не положено, и если докучает противоположному полу.

Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение

Когда в компании необходимо создать службу охраны труда или выделить для этого специалиста (поручить действующему сотруднику выполнять его функции). Как на практике это происходит. Какие требования выдвигают нормативные акты к сторонним организациям и ИП, которые могут осуществлять функции службы охраны труда. Что должен делать специалист по охране труда. Как найти кандидата на должность такого специалиста и проверить, подходит ли его опыт работы именно вам. Как контролировать вновь принятого на работу специалиста, а также на что обратить внимание при его увольнении. Автор делится богатым опытом подбора и адаптации специалистов по охране труда.

Тонкости ознакомления с кадровыми документами

Работодатель при приеме сотрудника на работу, еще до заключения трудового договора, должен ознакомить его с основными документами, связанными с его работой. Помимо локальных нормативных актов имеется ряд документов, с которыми также следует ознакомить сотрудников, но уже после заключения трудового договора – в процессе работы в организации. Посмотрим, что это за документы, каким способом можно организовать ознакомление и в какие сроки, а также кто будет нести ответственность в случае несоблюдения этой обязанности.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Какие данные являются персональными: позиция суда

Перечень информации, которая может быть персональной, является открытым. В законе он четко не поименован. Поэтому определять, относятся ли какие-то сведения к персональным данным конкретного лица, необходимо индивидуально. Организации обрабатывают данные не только сотрудников, но и клиентов, партнеров и пр. Когда фото и видео, номер телефона, сетевые идентификаторы, зарплата и условия работы, профессия и образование будут персональными, зависит от ситуации. Мы проанализировали судебную практику, чтобы разобраться в нюансах. Ведь полезно знать не только об ответственности работодателя, но и ситуациях, когда нарушается закон в отношении вас как субъекта персданных, а также сотрудников или клиентов вашей организации, если вы размещаете какую-то информацию в открытом доступе.

Работа с персональными данными: ответы на вопросы

В конце мая журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» и сайт delo-press.ru провели онлайн-семинар «Работа с персональными данными без ошибок». По итогам семинара мы собрали ответы спикера – ​эксперта по трудовым отношениям Юлии Жижериной – ​на вопросы слушателей семинара, дополнив их ссылками на нормативную базу и расширенную аргументацию. В частности, публикуем разбор следующих ситуаций: что делать, если работник отзывает свое согласие на обработку персданных; сколько целей обработки персданных можно указать в одном согласии; надо ли получать согласие работника на ведение видеозаписи, если камеры установлены только в коридорах; можно ли не издавать приказ о месте хранения и обработки персданных, а прописать это в ЛНА; кого указывать в приказе о перечне лиц, имеющих доступ к персданным; нужно ли согласие работника при добавлении его в общий чат мессенджера и пр.