Top.Mail.Ru

Дисциплинарная ответственность и депремирование: необычные основания

На практике случается, что работников привлекают к дисциплинарной ответственности (в том числе увольняют) или снижают им размер премий по, казалось бы, надуманным поводам: не убрался на рабочем месте, ходил в свитере вместо униформы, отвлекал других от работы и т.п. Что это: самодурство руководства или обоснованные претензии? Как суды смотрят на такое? Анализируем примеры из судебной практики и делаем выводы, за что и при каких не совсем стандартных обстоятельствах сотрудника можно наказать, какие документы для этого необходимы, а когда ответные действия работодателя будут считаться необоснованными.

Не убрал рабочее место

Претензии к беспорядку на рабочем месте сотрудника весьма распространены. Как показывает анализ судебной практики, работодатели довольно часто делают сотрудникам подобные замечания, мотивируя дальнейшие наказания антисанитарией на рабочем месте. Сотрудники не менее часто возмущаются: разве это не обязанность уборщицы – ​поддерживать чистоту в офисе (на производстве и пр.)? Из-за этого возникают конфликты, которые могут дойти и до суда. А суд, как правило, оценивает обстоятельства отлично от обычного (бытового) понимания разделения труда между работниками.

Судебная практика

Офисная работница оспорила в суде снижение ее премии на 20%. Работодатель так поступил из-за того, что она не содержала рабочее место в чистоте, не убирала его по окончании рабочего дня. Суд поддержал работодателя, указав:

  • обязанность содержать рабочее место в чистоте была установлена должностной инструкцией, с которой работница ознакомлена под подпись;
  • выплата премии – ​право, а не обязанность работодателя;
  • депремирование не относится к дисциплинарным взысканиям.

Поэтому доводы работницы о нарушении правил привлечения к дисциплинарной ответственности были признаны несостоятельными (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.08.2023 № 88-7163/2023).

И это не единичный случай. Суды нередко встают на сторону работодателя, если речь в споре идет о поддержании рабочего места, инструментов и оборудования в чистоте. Главное, чтобы такая обязанность была закреплена трудовым договором и/или должностной (рабочей) инструкцией.

Судебная практика

Суд признал законным объявление работнице (парикмахеру) выговора в связи с грубым нарушением СанПин и должностной инструкции. В ходе судебного заседания было подтверждено, что сотрудница нарушила должностную инструкцию, которая предписывала содержать рабочее место в чистоте и стерилизовать необходимый инструментарий (ножницы, расчески и т.д.). Истица же этого не делала, ошибочно полагая, что уборка после оказания услуг клиенту не входила в ее обязанности (апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2018 по делу № 33-38701/2018).

Суды обычно обращают внимание на то, что претензии работодателя связаны не просто с чистотой на рабочем месте, но и с необходимостью поддержания определенного уровня санитарии, который влияет на здоровье, в том числе клиентов (посетителей и пр.). Зачастую речь в спорах с работниками идет не только и не столько о «безобидном» мусоре. Некоторые виды загрязнений опасны для здоровья, жизни самого работника (коллег, клиентов и др.); пожаро- и взрывоопасны, особенно при соответствующих видах работ, производимых сотрудником или его коллегами в непосредственной близости. Потому суд может поддержать наказания за такую нечистоплотность как связанные с нарушением требований охраны труда (техники безопасности, производственной санитарии).

Судебная практика

Суд признал обоснованным объявление истцу трех выговоров. Помимо недочетов в работе, сотрудник захламлял рабочее место личным имуществом, в нарушение прямого запрета хранил там легковоспламеняющиеся жидкости, использованные обтирочные и горючие материалы, порожнюю тару из-под масла, картонные коробки от запчастей, промасленные тряпки и т.п. Это являлось прямым нарушением инструкций по охране труда. Неоднократные замечания непосредственного начальника истец игнорировал.

Доводы о нарушении порядка применения дисциплинарного взыскания судьи отклонили, отметив следующее:

  • законодательство не требует вынесения замечания до объявления выговора;
  • работодатель применил соразмерную проступку меру дисциплинарного взыскания, учел наличие почетных грамот и благодарностей, длительный стаж работы, предшествующее отношение к труду (апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.01.2021 по делу № 33-622/2021, 2-429/2020, оставленное без изменения определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2021 по делу № 88-10937/2021).

...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какая ответственность грозит работнику за неуведомление работодателя о невозможности выполнить работу?

В трудовом договоре работника указано, что он обязан своевременно оповещать руководителя подразделения о невозможности по уважительной причине выполнить обусловленную трудовым договором работу. При этом не указано, каким способом конкретно уведомлять. Работник заболел и взял лист нетрудоспособности. Каким способом лучше уведомить в данном случае? Если работник не уведомил руководителя, то какая может быть ответственность у работника за это? Он же мог быть не в состоянии это сделать? Насколько вообще данный пункт соответствует закону?

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Можно ли привлечь сотрудника к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, если в приказе значится его старая должность?

В 2019 году приказом по учреждению ответственным за пожарную безопасность был назначен сотрудник. В приказе указаны должность, фамилия, имя, отчество. В 2021 году у этого сотрудника поменялась должность. Приказ в связи с новой должностью не переоформляли. Однако после перевода работник продолжал исполнять обязанности, возложенные на него приказом по предыдущей должности. При этом должности работника (ни предыдущая, ни настоящая) не связаны с пожарной безопасностью. Ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции нет ссылки на то, что работник является ответственным за пожарную безопасность. Можно ли в 2024 году привлечь сотрудника к ответственности, учитывая, что его должность в приказе не была изменена?

Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение

Не все работодатели знают, как правильно воздействовать на злостных нарушителей этических норм, оставаясь при этом в правовом поле, чтобы в последующем не нарваться на претензии со стороны проверяющих, не быть втянутыми в судебные тяжбы (а если все-таки придется оказаться в суде, как выйти из процесса победителем). Авторы объясняют на конкретных примерах, какие документы нужно оформить работодателю, чтобы наказать сотрудника за несоблюдение им правил этики, какова позиция по этому вопросу у Роструда и Минтруда России. Приводят образцы формулировок, которые понадобится заранее включить в локальные нормативные акты, чтобы минимизировать риски как привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности, так и трудовых споров (показаны примеры их разрешения в пользу работодателей и работников).

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Какая ответственность грозит работнику за неуведомление работодателя о невозможности выполнить работу?

В трудовом договоре работника указано, что он обязан своевременно оповещать руководителя подразделения о невозможности по уважительной причине выполнить обусловленную трудовым договором работу. При этом не указано, каким способом конкретно уведомлять. Работник заболел и взял лист нетрудоспособности. Каким способом лучше уведомить в данном случае? Если работник не уведомил руководителя, то какая может быть ответственность у работника за это? Он же мог быть не в состоянии это сделать? Насколько вообще данный пункт соответствует закону?

Увольняем за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

ТК РФ предоставляет работодателям механизм воздействия на недобросовестных работников – ​увольнение за виновные действия (или бездействие). Один из видов увольнения связан с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). На практике работодатели часто не рискуют расставаться с работниками по данной статье, так как сама процедура кажется им сложной и непонятной. Однако грамотные кадровики ее не боятся и используют с умом. Рассмотрим, как правильно уволить «по статье» и какие правила нужно соблюсти.

Можно ли привлечь сотрудника к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, если в приказе значится его старая должность?

В 2019 году приказом по учреждению ответственным за пожарную безопасность был назначен сотрудник. В приказе указаны должность, фамилия, имя, отчество. В 2021 году у этого сотрудника поменялась должность. Приказ в связи с новой должностью не переоформляли. Однако после перевода работник продолжал исполнять обязанности, возложенные на него приказом по предыдущей должности. При этом должности работника (ни предыдущая, ни настоящая) не связаны с пожарной безопасностью. Ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции нет ссылки на то, что работник является ответственным за пожарную безопасность. Можно ли в 2024 году привлечь сотрудника к ответственности, учитывая, что его должность в приказе не была изменена?