«Без обид», или Как отказывать неподходящим кандидатам на вакансию

Казалось бы, зачем задумываться о том, обидится ли соискатель на менеджера по персоналу после отказа или нет? Ведь кадровик лишь выполняет свою работу. Как говорится, «ничего личного». Вместе с тем «неправильный» отказ кандидатам может привести к негативным последствиям, которых удастся избежать, если взять на вооружение ряд приемов.

Менеджер по персоналу работает с людьми, и далеко не всегда ведет приятные разговоры. Например, когда приходится отказывать соискателю в работе. Последствия «неправильного» отказа могут отразиться не только на самом кадровом сотруднике, но и повредить компании в целом. О чем стоит помнить при отказе кандидатам, читайте в нашей статье.

Работа для человека – это не просто источник средств существования, но и социальный статус, возможность продолжать свой род и гордиться своими достижениями в старости. Люди, состоявшиеся профессионально, чувствуют себя в большей гармонии с окружающим миром, чем те, кто не нашел свое место в жизни. Для того чтобы освоить специальность и занять достойную должность, нужно много времени: получить хорошее образование, познать азы профессии, зарекомендовать себя дисциплинированным сотрудником, создать репутацию. Весь этот багаж знаний, опыта, профессиональных приемов и навыков при приеме на работу оценивает HR-менеджер. Для любого человека устройство на работу – серьезный стресс, все свои надежды он возлагает на рекрутера. Менеджер по персоналу – первый сотрудник компании, с которым общается кандидат, поэтому специалист кадровой службы своим поведением формирует впечатление об организации в целом.

Хорошо, когда стресс, сопровождающий отбор персонала, – тестирования, собеседования, кейсы, заканчивается тем, что кандидата приняли на работу, ведь тогда все вспоминается как забавное приключение. А вот если после долгих мытарств человеку отказывают, все значительно сложнее. В обязанности менеджера по персоналу не входит реабилитация не прошедших собеседование, это факт. О кандидатах-отказниках редко говорят на профессиональных форумах и конференциях. Действительно, зачем о них вспоминать, если это никак не отражается на главном показателе эффективности работы – скорости и качестве закрытия вакансий?

Работодателю по большей части все равно, как отказывают менеджеры по персоналу, главное, чтобы необходимые специалисты находились в нужное время. Однако есть причины, по которым рекрутеру нужно уметь максимально безболезненно сообщать кандидату «плохие новости».

Зачем отказывать правильно

Рассмотрим эти причины. Первая – эгоистическая. Наши кандидаты через некоторое время могут стать нашими работодателями. Среди самих специалистов по персоналу текучка кадров достаточно высока. HR-специалисты часто меняют работу, проходят собеседования и предлагают себя в качестве работников.

Мнение эксперта

Несколько лет назад я занималась подбором торговых представителей в оптовую компанию. Среди прочих кандидатов был один, которому я отказала. Причины были объективные: у него было недостаточно опыта работы, да и сам по себе он был самонадеянным, незрелым молодым человеком. Сообщая о том, что кандидатура отклонена, я слегка усмехнулась и намекнула на то, что если бы он не вел себя как школьник-двоечник, его бы обязательно взяли.

Спустя два года компания, в которой я работала, была «куплена» другим хозяином, который в качестве директора новой организации поставил того самого кандидата. К тому времени он приобрел солидный опыт в управлении, не краснел и не бледнел на собеседованиях, имел хорошую деловую репутацию. Заняв новый пост, он сразу дал понять, что сделает все возможное, чтобы я уволилась с работы. Мне пришлось искать новое место, а потом начинать с нуля в новой организации с меньшим окладом.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эмоции под контролем

В новых условиях большинству людей оказалось сложно справиться с нарастающим психологическим напряжением, давлением негативных новостей, приступами паники, неуверенности в завтрашнем дне и отсутствием спокойствия в дне сегодняшнем. Эти состояния не только приводят к постоянному стрессу, но напрямую снижают личную эффективность. Поговорим о том, как держать отрицательные эмоции под контролем и не дать им управлять вашей жизнью, мешать благополучию. Дадим рекомендации, которые можно использовать на практике, чтобы жить счастливо.

Новая годная мотивация

Новый год – ​это всегда некий рубеж и подведение итогов. Особенно в этом году, преподнесшем нам немало сюрпризов, сломавшем наши привычки и динамические стереотипы. Самым, пожалуй, сложным для многих оказалось – ​не растерять свою мотивацию двигаться вперед, сохранять позитивный настрой и принимать изменения. Кто-то в условиях «удаленки» и вовсе столкнулся с непривычной необходимостью самомотивации. Как ни удивительно, раньше мотивировал сам приход на работу, вид начальника и трудящихся коллег. Так где же брать мотивацию в это неспокойное время в нашем новом мире?

Как создавать позитивный настрой

О том, что позитивное мировосприятие – ​это залог хорошего здоровья, удач в жизни и душевного комфорта, известно давно. И все с этой темой, казалось бы, понятно, кроме того, как сохранять положительный настрой на фоне зачастую не самой приятной информации, поступающей из внешних источников. Чему и как радоваться, когда пандемия рушит планы, люди в ближнем окружении болеют, а экономическая ситуация требует в очередной раз затянуть пояса? И тем не менее стать жизнерадостным можно! Как? Сейчас разберемся! Впереди праздники, и хорошее настроение будет очень кстати. Если вы испробуете все элементарные, но действенные техники, описанные в этой статье, уровень вашей жизненной энергии и радости точно пойдет резко вверх.

Рационалы и иррационалы в рабочей команде

Понимание различных психотипов людей поможет грамотно организовать рабочий процесс. Расскажем, в чем отличие рационалов от иррационалов, что выбивает из колеи тех и других, какие сильные и слабые стороны они имеют и как могут сосуществовать в рабочем коллективе. Научим, как правильно ставить им рабочие задачи, планировать и контролировать. Кого эффективнее ставить на планово-организационные процессы, а кто будет полезнее в мозговых штурмах и прорывах?

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как создавать позитивный настрой

О том, что позитивное мировосприятие – ​это залог хорошего здоровья, удач в жизни и душевного комфорта, известно давно. И все с этой темой, казалось бы, понятно, кроме того, как сохранять положительный настрой на фоне зачастую не самой приятной информации, поступающей из внешних источников. Чему и как радоваться, когда пандемия рушит планы, люди в ближнем окружении болеют, а экономическая ситуация требует в очередной раз затянуть пояса? И тем не менее стать жизнерадостным можно! Как? Сейчас разберемся! Впереди праздники, и хорошее настроение будет очень кстати. Если вы испробуете все элементарные, но действенные техники, описанные в этой статье, уровень вашей жизненной энергии и радости точно пойдет резко вверх.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Новая годная мотивация

Новый год – ​это всегда некий рубеж и подведение итогов. Особенно в этом году, преподнесшем нам немало сюрпризов, сломавшем наши привычки и динамические стереотипы. Самым, пожалуй, сложным для многих оказалось – ​не растерять свою мотивацию двигаться вперед, сохранять позитивный настрой и принимать изменения. Кто-то в условиях «удаленки» и вовсе столкнулся с непривычной необходимостью самомотивации. Как ни удивительно, раньше мотивировал сам приход на работу, вид начальника и трудящихся коллег. Так где же брать мотивацию в это неспокойное время в нашем новом мире?