Симпатии и антипатии: как бухгалтеру управлять отношениями в коллективе

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Воспитание, внешняя привлекательность, профессиональная и социальная компетентность и даже везение могут быть основой как для неприязни, так и симпатии. Причем бухгалтеру нужно научиться влиять на вектор отношений между людьми, используя различные приемы.

Отношения людей бывают положительными и отрицательными. Первые обогащают в интеллектуальном, эмоциональном или нравственном плане, а вторые, наоборот, – плохо сказываются на работоспособности и настроении. Вопрос взаимных симпатий и антипатий на работе весьма важен. Когда психологический климат коллектива теплый, а его члены относятся друг к другу ­благосклонно, сотрудники меньше устают, проводя время на работе.

Почему люди вдруг начинают относиться друг к другу с явной неприязнью? Работали в одном отделе, вместе обедали, проводили выходные, а потом перестали общаться? В народе говорят: «между ними пробежала черная кошка», но мы-то знаем, что причина куда запутаннее. Возможно, имели место разногласия по работе, а может, была и иная причина. С другой стороны, есть случаи не менее внезапных взаимных симпатий, когда дружить начинают абсолютно непохожие люди.

Главному бухгалтеру разбираться в отношениях нужно обязательно. Эмоциональным климатом можно управлять, если знать ­психологические механизмы симпатий и антипатий.

Отличие симпатии от антипатии

Симпатия и антипатия – не просто две разнонаправленные эмоции. Они отличаются качественным образом. По теории Веккера1, положительное отношение к чему-либо более объектно, чем отрицательное. Что из этого следует? Это значит, что когда мы относимся к другому человеку, произведению искусства, предмету позитивно, то воспринимаем его «правильнее», ближе к реальности, детальнее. Кроме того, положительное отношение более сложно, чем отрицательное. О человеке, который нравится, можно говорить часами, давая оценки его интеллекту, внешности, привычкам, увлечениям. О врагах так не говорят, противники предстают обычно в черно-белом свете. Технология создания карикатур на оппонентов проста – надо взять какое-нибудь выделяющееся отличие и «раздуть» его, чтобы было смешно.

В политических технологиях существует термин «дегуманизация», это когда образ группы людей в средствах массовой информации ­упрощается до нелепости. Враг всегда глупый, примитивный и агрессивный.

Аналогичные процессы происходят в коллективе.

Пример 1

В бухгалтерии поссорились две сотрудницы. Поводом стала какая-то мелочь. До этого случая они вполне нормально общались, у них было больше информации друг о друге и больше тем для разговоров. Они знали о привычках, семьях (в каком ­возрасте дети, где работают мужья) и других сторонах жизни.

Но после того как произошел конфликт, женщины стали говорить друг о друге более сдержанно. Если одну из них просили рассказать о своей коллеге, то она делала это неохотно и ограничивалась формальными моментами – называла должность, подразделение, срок работы в организации.

Еще одним отличием симпатии от антипатии является интенсивность эмоциональных переживаний. Отрицательные чувства всегда более выраженные. Обратите внимание на то, что происходит с телом, когда мы искренне ненавидим какого-нибудь человека. Сердце бьется чаще, кулаки сжимаются так, что ногти впиваются в кожу, а руки, ноги и губы могут даже трястись.

Совсем другое дело – симпатия. Видимые признаки есть, но они не такие явные. Недаром говорят – «теплое отношение». Когда мы испытываем симпатию к другому, то по телу проходит волна тепла, мышцы расслабляются, и в целом в теле возникают приятные ощущения. Внешне это проявляется в улыбке, плавных движениях. Нет порывистости и суеты, как при реакциях антипатии.

Позитивные чувства очень важны для психического здоровья. Недаром все религии мира призывают прощать своих недругов и любить ближних. В этой установке сконцентрирована мудрость поколений.

Факторы, определяющие отношения

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Интересно, что одни и те же качества подчас могут быть основой как для неприязни, так и для симпатии.

Воспитание

Эмоциям обучаются в семье. Если у человека отношения с родителями, братьями и сестрами в большинстве своем позитивные, то на работе он тоже доброжелателен и в коллегах будет склонен видеть...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Строим команду в бухгалтерии

Построение команды – для бухгалтерии вопрос актуальный. Подразделение, представляющее собой команду, а не группу сотрудников, работает на порядок лучше, быстрее и качественней. Для того чтобы сплотить сотрудников, менеджмент компании нанимает консультантов, бизнес-тренеров, устраивает выездные мероприятия, организует семинары. Иногда это дает эффект, иногда нет. Как это сделать своими силами – читайте в статье.