Top.Mail.Ru

Учимся противостоять агрессивному поведению: приемы и инструменты

Бухгалтеру нередко приходится сталкиваться с агрессией со стороны коллег. Они начинают оказывать психологическое давление, говорить на повышенных тонах и с угрожающими интонациями. Поэтому для бухгалтера умение справляться с агрессией – жизненно важный навык. Читайте о том, как это сделать.

Как реагировать на враждебное поведение коллег? Ответ на этот вопрос не так уж и прост. С одной стороны, надо сохранить чувство собственного достоинства, а с другой – не усугубить конфликт. Мы постараемся разобраться, как нужно действовать в подобных ситуациях.

Ученые-этологи утверждают, что существует два вида агрессии. Межвидовая заключается в уничтожении жертвы и направлена на обеспечение питания хищника, а внутривидовая встречается у представителей одного вида и характерна для людей и большинства животных. По всей видимости, последняя способствует естественному отбору. Люди конкурируют друг с другом, даже если ресурсов для жизни вполне достаточно. Всегда можно что-то отнять и присвоить у ближнего, унизить его и тем самым хоть немного, но возвысить себя, подняться еще на одну ­ступеньку в иерархической лестнице.

Внутривидовая агрессия это то, с чем постоянно сталкивается современный человек, в том числе и на работе. Главный бухгалтер находится на передовой этой борьбы и зачастую подвергается весьма сильным нападкам со стороны окружающих. Скажем так, его должность вообще довольно уязвима и даже привлекательна для офисных агрессоров. Вы спросите, почему?

Во-первых, близость к руководителю вызывает не то чтобы зависть, но однозначно ревнивое отношение у многих коллег. Им кажется, что главбух пользуется преимуществами своего положения и имеет больше, чем все остальные, «неблатные» сотрудники.

Во-вторых, главный бухгалтер, по мнению многих, вставляет палки в колеса. Менеджер по закупкам хочет приобрести товар «вчерную», а главбух запрещает, требует все оформить по закону. Или руководитель планирует взять нового человека на работу, но без трудового договора. И тут надоедливый главный бухгалтер говорит свое веское «против». Менеджеры по продажам, снабженцы, начальники административно-хозяйственных отделов – все они не в восторге от требований бухгалтерии, которая, по их мнению, тормозит бизнес. Отсюда возникают конфликтные ситуации, а поскольку офисные сотрудники – люди нервные, то конфликт неизбежно проходит на повышенных тонах. Оппоненты оказывают друг на друга психологическое давление: говорят излишне громко, с угрожающими интонациями. Поэтому для главного бухгалтера умение справляться с агрессией – жизненно важный навык.

Типичные ошибки

Как мы уже сказали выше, агрессия – это особенность не только людей, но и животного мира. Агрессивность присуща нам и естественна, потому что мы тоже – часть природы. Избавиться от нее раз и навсегда не получится, значит, нужно учиться действовать в отношении других людей не столь разрушающе, а с другой стороны, принимать агрессию так, чтобы она не разрушала нас.

Мы начнем с того, как не надо реагировать на агрессивные выпады.

Надо ли «ставить на место»?

Поклонники и поклонницы псевдопсихологических сайтов, начитавшиеся статей из серии «Как стать стервой за два дня» или «Как победить этот мир», считают, что если кто-то допустил резкость, то нужно сразу дать жесткий отпор, или, как говорят политики, «асимметричный ответ».

Пример 1

Молодой человек, менеджер по развитию, забежал в бухгалтерию в конце рабочего дня и в ультимативном тоне потребовал, чтобы ему оформили командировку и выдали деньги. Касса была уже закрыта, и, чтобы выдать деньги, нужно было заново открывать 1С, делать расходный ордер, а до окончания рабочего дня оставалось 5 минут. Молодой человек вел себя нагло и выкрикивал угрозы, что, если его «не обслужат», то он будет жаловаться генеральному директору. Заместитель главного бухгалтера не выдержала, в резких выражениях отчитала наглеца, обильно украшая речь обидными оскорблениями, и отказалась оформлять поездку. Опешивший менеджер ушел и действительно пожаловался начальству. Руководитель компании принял сторону обиженного менеджера, так как тот не поехал в важную ­командировку по его поручению.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.