Главбуху на заметку: как удержать увольняющегося бухгалтера

Уход ключевых сотрудников чрезвычайно болезнен для организации. Каждый человек своими действиями создает стоимость компании. Есть сотрудники, квалификация которых воспроизводима, они, как правило, занимают неквалифицированные должности и профессии. Например, можно любого человека обучить работать на складе и вбивать данные в 1С. Но есть специалисты, обладающие уникальной квалификацией, такие как бухгалтеры, знающие специфику работы компании, причем довольно деликатную – финансовую. С ними все куда сложней. Обучить или найти нового работника, способного полноценно заменить ушедшего, может оказаться совсем непросто. Что же делать главному бухгалтеру, если из его отдела уходят люди или есть признаки, что вот-вот начнут уходить?

В каждой профессии есть неприятные моменты, связанные с работой с людьми. У главных бухгалтеров пик негативных ощущений приходится, пожалуй, на две ситуации. Первая – когда человек, которого долго искали и сделали предложение по работе, внезапно отказывается выходить. А вторая – когда ни с того ни с сего уходит ключевой специалист отдела, которого вырастили буквально как нежный оранжерейный цветок. Причем второй момент намного неприятней, чем первый, потому что в сотрудника вложили немало усилий и сам главбух, и коллеги, и, возможно, сотрудники других подразделений.

Уход ключевых сотрудников чрезвычайно болезнен для организации. Каждый человек своими действиями создает стоимость компании. Есть сотрудники, квалификация которых воспроизводима, это, как правило, низкоквалифицированные должности. Например, можно любого человека обучить работать на складе и вбивать данные в 1С. Но есть специалисты, обладающие уникальной квалификацией, такие как бухгалтеры, знающие специфику работы компании, причем довольно деликатную – финансовую. С ними все куда сложней. Обучить или найти нового работника, способного полноценно заменить ушедшего, может оказаться совсем не просто.

Что же делать главному бухгалтеру, если из его отдела уходят люди или есть признаки, что вот-вот начнут уходить? Первое – разобраться с причинами.

Причины увольнений

Поводы для уходов бывают разными.

Недостаточная материальная мотивация

Если человеку мало платят, то он обязательно уйдет. Однако понять, что сотрудник недоволен компенсационным пакетом, не всегда легко. Дело тут вот в чем.

  1. У руководителя снижается чувствительность. Всегда кажется, что человек, который годами трудится в организации, доволен своей зарплатой. Начальники так и говорят: «А зачем ее повышать, если люди и так работают?»
  2. Во многих организациях нет процедур совершенствования материальной мотивации. Среди наших соотечественников существует убеждение, что просить повышения заработной платы – дело хлопотное. Многие побаиваются начальства (а вдруг руководитель разозлится), а потому смиренно ждут, когда о них вспомнят. Получается, что человек иногда годами работает в компании, но так и не дожидается желанного повышения. А когда он внезапно уходит, руководство делает круглые глаза: «Как так? Почему?»

К сведению

В работе для россиян важнее всего – размер заработной платы: 71 % участников исследования сообщили, что при трудоустройстве этот фактор имеет для них первостепенное значение (год назад – 67 %). Менее значимы удобный режим работы (28 %), возможность профессиональной самореализации, социальные гарантии (по 23 %) 1.

К материальным причинам мы относим и неудовлетворенность карьерным ростом. Система мотивации, аттестация, кадровый резерв и другие кадровые институты представляют собой не что иное, как внутрикорпоративные социальные лифты для сотрудников. С помощью них люди достигают желаемого уровня заработной платы, попутно повышая свою квалификацию и принося пользу компании.

Несбывшиеся ожидания

Когда мы видим рекламу автомобиля, и нам обещают, что он надежен как часы, а после покупки у него выходит из строя бортовой компьютер, то у нас возникает разочарование. Причем более сильное, чем если бы мы приобрели машину без предварительного рекламного обещания.

Согласно а информационной теории эмоции Симонов2, эмоцию можно описать следующей формулой:

Э = – П (Ин – Ис), где

Э – сила эмоции и окраска (негативная или позитивная);

П – сила потребности;

Ин – информация о ресурсах, которые необходимы для удовлетворения потребности;

Ис – информация о ресурсах, которые есть в данный момент.

Когда человек приходит на работу, ему говорят, каковы перспективы роста, отношения в коллективе, заработная плата (Ис). Если условия его удовлетворяют (то есть Ис > Ин), то кандидат устраивается на работу, потому что его эмоции носят позитивную окраску. Если через некоторое время он обнаруживает, что условия неудовлетворительны (то есть Ис

Данное правило работает не только по отношению к кандидатам, но и к сотрудникам, которые работают...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Учимся противостоять агрессивному поведению: приемы и инструменты

Бухгалтеру нередко приходится сталкиваться с агрессией со стороны коллег. Они начинают оказывать психологическое давление, говорить на повышенных тонах и с угрожающими интонациями. Поэтому для бухгалтера умение справляться с агрессией – жизненно важный навык. Читайте о том, как это сделать.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Как оказать психологическую помощь сотруднику

Главбух – должность особая. Чтобы управлять людьми, нужно знать и понимать психологию коллектива, правильно распределять задания, рассчитывать нагрузку, мотивировать. Хотя есть еще одна функция, которую приходится выполнять главному бухгалтеру, но о ней почти не говорят. Речь идет о психологической поддержке сотрудников. Ведь производительность труда во многом зависит от эмоционального состояния работника. Подчиненный, выполняющий сложную работу и испытывающий психологические проблемы, будет менее эффективен, чем тот, кто чувствует себя в ладу с собой. Посмотрим, как помочь сотрудникам, не ­навредив.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Симпатии и антипатии: как бухгалтеру управлять отношениями в коллективе

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Воспитание, внешняя привлекательность, профессиональная и социальная компетентность и даже везение могут быть основой как для неприязни, так и симпатии. Причем бухгалтеру нужно научиться влиять на вектор отношений между людьми, используя различные приемы.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Как оказать психологическую помощь сотруднику

Главбух – должность особая. Чтобы управлять людьми, нужно знать и понимать психологию коллектива, правильно распределять задания, рассчитывать нагрузку, мотивировать. Хотя есть еще одна функция, которую приходится выполнять главному бухгалтеру, но о ней почти не говорят. Речь идет о психологической поддержке сотрудников. Ведь производительность труда во многом зависит от эмоционального состояния работника. Подчиненный, выполняющий сложную работу и испытывающий психологические проблемы, будет менее эффективен, чем тот, кто чувствует себя в ладу с собой. Посмотрим, как помочь сотрудникам, не ­навредив.