Top.Mail.Ru

Роструд пояснил 10 неурегулированных трудовым законодательством вопросов

Роструд опубликовал два доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I и II квартал 2017 г. В документах освещены некоторые неурегулированные вопросы применения трудового законодательства, которые были выявлены в ходе анализа обращений в Роструд работников и работодателей. В частности, были затронуты следующие вопросы:

1. Как отметить в трудовой книжке неоднократное изменение работником фамилии. Если на первой внутренней странице обложки свободного места не осталось, Роструд предлагает сведения о документах, на основании которых фамилия у работницы была изменена, отразить на внутренней стороне последней страницы обложки. Оформлять вкладыш в такой ситуации не нужно (п. 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, далее – Инструкция).

2. Является ли должностная инструкция обязательным документом. Как отмечает ведомство, нормами ТК РФ не установлена обязанность работодателя издавать должностную инструкцию. Ее рекомендуется утверждать в том случае, когда должностные обязанности в трудовом договоре не раскрыты. Однако в отдельных случаях иными нормативными актами наличие должностной инструкции признается обязательным (на частных охранных предприятиях; в организациях, занимающихся метрологией; на предприятиях по переработке ядерных материалов и т.п.) (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

3. Восстановление утраченных журналов по охране труда. Для восстановления журналов регистрации инструктажей служба рекомендует зафиксировать их утрату актом, издать на его основе соответствующий распорядительный документ, в соответствии с которым завести новые журналы и заново провести инструктажи с работниками, находящимися в этот момент в трудовых отношениях с работодателем (п. 2.1.1–2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

4. Регистрация инструктажа по охране труда в электронном виде. Роструд считает допустимым организовать ведение журналов регистрации инструктажей в форме электронного документа с электронно-цифровыми подписями инструктирующих и инструктируемых работников (абз. 8 ч. 2 ст. 212, ст. 225 ТК РФ, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

5. Выход на работу в день сдачи крови. По общему правилу, в день сдачи крови работник освобождается от работы. Такой выход возможен только по соглашению сторон. В том случае если работник-донор, который не работает с вредными и (или) опасными условиями труда, изъявил желание выйти на работу, его выход на работу целесообразно оформить следующим образом:

  • получить письменное заявление работника, так как инициатива исходит от него самого;
  • на основании заявления работника издать приказ в произвольной форме о выходе его на работу.

Причем, если в день сдачи крови работник вышел на работу, работодатель обязан предоставить ему другой день отдыха (целесообразно этот вопрос сразу отразить в заявлении и приказе) (ст. 186 ТК РФ).

6. Срок передачи работнику подписанного трудового договора. Как отмечает ведомство, нормами действующего законодательства не установлен предельный срок, до истечения которого работодатель обязан выдать работнику его экземпляр трудового договора. Чиновники полагают, что передать работнику экземпляр трудового договора работодатель должен при подписании трудового договора (ч. 1 ст. 67 ТК РФ).

7. Является ли вакантной должность, по которой работник находится в отпуске по беременности и родам. Работодатель не обязан предлагать увольняемым работникам при сокращении численности или штата организации должности, которые заняты сотрудниками, находящимися в отпуске по беременности и родам. Роструд указал, что такие должности не являются вакантными (свободными), ведь на период отпуска по беременности и родам, а также ежемесячного отпуска по уходу за ребенком за сотрудником сохраняется место работы (должность) (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180, ч. 1 ст. 255, ч. 4 ст. 256 ТК РФ).

8. Порядок хранения копий личных документов работника (копия паспорта, СНИЛС, трудовой книжки). Поскольку нормами действующего законодательства порядок ведения личного дела работника не установлен, Роструд полагает, что работодатель вправе хранить копии документов в его личном деле только при условии получения от работника согласия на хранение и обработку персональных данных (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 86 ТК РФ).

9. Как работа по совместительству становится работой по основному месту работы. Здесь так же законодательством не установлен порядок заполнения трудовых книжек. В данном случае ведомство предлагает в трудовой книжке работника после записи об увольнении с основного места работы в виде заголовка указать полное и (при наличии) сокращенное наименование организации, а затем внести запись о приеме работника на работу со дня начала работы у конкретного работодателя со ссылкой на соответствующий приказ (распоряжение) и с указанием периода работы в качестве совместителя (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69).

10. Инициатива работника на повышение квалификации (с частичным отрывом от производства). Трудовым законодательством урегулирован случай повышения квалификации только с отрывом от производства либо без отрыва. При направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В табеле учета рабочего времени можно в этом случае указать код «ПК» («07»), если работодатель пользуется унифицированной формой табеля. Обязательность оформления письменного приказа в случае повышения квалификации работника не предусмотрена трудовым законодательством (закон говорит о направлении), данный вопрос решается работодателем самостоятельно (ст. 187, ч. 1 ст. 196, ст. 197 ТК РФ).

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли заключить трудовой договор с работником аптеки без прохождения медосмотра?

Работодатель аптечной сети при заключении трудового договора с заведующим аптекой, фармацевтом-провизором, обязан выдать направление на прохождения медосмотра, даже если у кандидата есть действующая комиссия от прежнего работодателя и даже если трудовой договор заключается на 1 день по внутреннему / внешнему совместительству. Трудовой договор должен быть заключен только по наличию пройденного осмотра. В СОУТ также говорится об обязательном прохождении медкомиссии. Директор компании сомневается в верности моих требований.

Какая ответственность грозит работнику за неуведомление работодателя о невозможности выполнить работу?

В трудовом договоре работника указано, что он обязан своевременно оповещать руководителя подразделения о невозможности по уважительной причине выполнить обусловленную трудовым договором работу. При этом не указано, каким способом конкретно уведомлять. Работник заболел и взял лист нетрудоспособности. Каким способом лучше уведомить в данном случае? Если работник не уведомил руководителя, то какая может быть ответственность у работника за это? Он же мог быть не в состоянии это сделать? Насколько вообще данный пункт соответствует закону?

Работа с персональными данными: ответы на вопросы

В конце мая журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» и сайт delo-press.ru провели онлайн-семинар «Работа с персональными данными без ошибок». По итогам семинара мы собрали ответы спикера – ​эксперта по трудовым отношениям Юлии Жижериной – ​на вопросы слушателей семинара, дополнив их ссылками на нормативную базу и расширенную аргументацию. В частности, публикуем разбор следующих ситуаций: что делать, если работник отзывает свое согласие на обработку персданных; сколько целей обработки персданных можно указать в одном согласии; надо ли получать согласие работника на ведение видеозаписи, если камеры установлены только в коридорах; можно ли не издавать приказ о месте хранения и обработки персданных, а прописать это в ЛНА; кого указывать в приказе о перечне лиц, имеющих доступ к персданным; нужно ли согласие работника при добавлении его в общий чат мессенджера и пр.

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.