Новые правила для соцсетей

С 1 февраля 2021 года вступает в силу новая статья 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях» в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон)1.

Из пояснительной записки к законопроекту: «Роль социальных сетей в современном мире велика и постоянно возрастает. Избирательные кампании, прошедшие в недавнее время в ряде иностранных государств, показали, что социальные сети в сравнении с традиционными источниками получения информации играют в информировании общества сопоставимую, а в отдельных случаях даже превосходящую, роль. Аналогичную по значимости роль сыграли социальные сети и во всех известных за последнее время внутригосударственных и международных конфликтах. Кроме того... социальные сети являются основным средством, повышающим трансграничность и дислокальность обмена информации... на практике делающим ее доступной для миллионов пользователей... В этой связи, исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях».

Нововведения коснутся крупных соцсетей, доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети Интернет, находящихся на территории России.

Изменений много, приведем самые яркие из них (ст. 10.6):

  • владелец соцсети обязан, в частности, не допускать использования своего сайта для распространения:
    • сведений, составляющих охраняемую законом тайну (в т.ч. гостайну);
    • экстремистских материалов, в т.ч. содержащих публичные призывы к террористической деятельности;
    • материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, содержащих нецензурную брань;
    • информации с целью опорочить организацию, гражданина или отдельные категории граждан (в т.ч. честь, достоинство и деловую репутацию) и др.;
  • а для этого, среди прочего, владелец должен осуществлять мониторинг своей соцсети в целях выявления запрещенной информации и ограничить к ней доступ немедленно после обнаружения. Если он сомневается в ее квалификации как запрещенной, то обязан не позднее суток направить ее на рассмотрение в Роскомнадзор;
  • появился и механизм защиты пользователей от незаконных блокировок в соцсети: пользователь соцсети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа владельцем соцсети, вправе обратиться к тому с жалобой на это решение. Владелец обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю в течение 3 дней со дня ее поступления. В случае несогласия с ответом, пользователь вправе обратиться с заявлением в Роскомнадзор об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя;
  • владелец соцсети обязан уведомлять пользователя соцсети о принятых мерах по ограничению доступа к его информации, а также об основаниях такого ограничения;
  • владелец соцсети обязан разместить в ней:
    • адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физлица) или наименование (для юрлица), а также электронную форму для направления обращений о незаконно распространяемой информации;
    • ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений и мониторинга;
    • документ, устанавливающий Правила использования социальной сети (что в нем должно быть отражено, Закон тоже регулирует).

Обратите внимание: просто обращение пользователя владелец соцсети должен рассмотреть в течение 30 дней, а вот жалобу на ограничения – в течение 3 дней со дня поступления. Это создает условия для дополнительного давления на владельцев соцсетей и возможность оперативно обратиться с жалобой на нарушения не только в Роскомнадзор, но и в прокуратуру.

Статья 17 Закона дополнена частью 5, которая позволяет «обиженным» в судебном порядке подавать иск на владельца соцсети «о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации».

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Сноски 1

  1. Изменения внес Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Как в организации внедрить новые ГОСТы по делопроизводству

В 2025 году вступили в силу важные ГОСТы: сначала терминологический, потом на оформление организационно-распорядительной документации. Как действует принцип добровольности применения стандартов в России. Как организация может оформить свое добровольное присоединение к выполнению этих ГОСТов. Возможно несколько вариантов – объясняем их на примерах. Поводом стал вопрос читателя, которому руководство поручило это реализовать.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.