В первом чтении 11.02.2025 Госдума России приняла законопроект № 468229-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», запрещающий использование англицизмов. Как поясняют авторы законопроекта, делается это для защиты русского языка.
Планируется существенно ограничить использование иностранных слов на всей территории России и, прежде всего, в публичном пространстве (в сфере рекламы, при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг потребителям, в продукции СМИ, при осуществлении градостроительной деятельности и т. д.).
Поправки предусматривают необходимость размещения в общедоступных местах (доступных для неопределенного круга лиц) или доведения до сведения неограниченного круга потребителей (то есть с использованием вывесок, надписей, указателей, внешних поверхностей, информационных табличек, знаков, иных технических приспособлений и т. д.) не содержащей рекламы и предназначаемой для публичного ознакомления потребителей информации на государственном языке. Так, доведение до сведения потребителей информации о классе или виде товара, его дополнительных потребительских свойствах и характеристиках, условиях доступности организации, проводимых стимулирующих мероприятиях, акциях, скидках, распродажах и льготах, используемом коммерческом обозначении должно осуществляться исключительно на русском языке. Таким образом, должно стать невозможным использование на вывесках и витринах таких надписей, как, например, sale, open, coffee, shop, fresh и т. п.
При этом законопроект содержит и исключение: новое требование не будет распространяться на фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, а это значит, что их можно будет продолжать использовать.
Изменения планируется внести также и в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в части закрепления обязательности наличия перевода на русский язык содержащейся в рекламе и выполненной на языках народов Российской Федерации либо иностранном языке информации). Тексты в рекламе на русском и иных языках должны быть идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению.