Top.Mail.Ru

Как подготовиться к проверке государственной инспекцией труда?

Любая проверка работодателя является стрессом. Ведь даже если компания законопослушна, контролеры найдут к чему придраться. Несмотря на то что требования к кадровому делопроизводству достаточно лояльны, ошибки наказываются довольно серьезно. Посмотрим, какими бывают проверки, чем отличаются плановые от внеплановых, на какой срок они могут затянуться. Разберемся, насколько «глубоко» проверяющие органы оценивают документы, за какой период они могут запросить документы в целях проведения проверок и какие именно документы по кадровому учету может затребовать инспектор по труду.

Проверка инспекции труда вовсе не повод для паники. Разумеется, если с документами полный порядок. Хотя бывает это довольно редко. Проверка ГИТ работодателю, как правило, кажется внезапной и всегда вызывает тревогу работников кадровой службы. Из статьи вы узнаете, какими бывают проверки инспекции труда, когда они проводятся, каким образом следует к ним подготовиться, а также какие документы показать. Мы расскажем о правах и обязанностях работодателя при проведении проверки и об итогах ­проверки, ­имеющих решающее значение для работодателя.

Какими бывают проверки

Прежде всего, приведем перечень основных нормативных актов, регулирующих вопрос проведения проверок инспекцией труда:

  1. ТК РФ (ст. 360);
  2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);
  3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (далее – Регламент);
  4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее – Методические рекомендации).

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится с целью определить:

  • соблюдает ли организация обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами;
  • соответствуют ли обязательным требованиям сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности 1.

В свою очередь, плановая проверка может быть документарной или выездной и иметь место не чаще чем один раз в три года. Между тем такая проверка может проводиться два и более раза в три года в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической ­эффективности 2.

К сведению

В соответствии с Методическими рекомендациями плановые мероприятия, осуществляемые инспекторами в регионах, могут проводиться в форме комплексных проверок (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и связанных с особенностями трудового законодательства) и тематических проверок (по соблюдению требований отдельных норм трудового законодательства).

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня 3:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

То есть данные факты являются основаниями для включения организации в ежегодный план проведения проверок, который публикуется в сети Интернет на сайтах территориальных подразделений ­государственной инспекции труда.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка осуществляется 4:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного ­предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы ­причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • если в федеральную инспекцию труда поступили:
    1) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
    2) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в ­органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится в целях:

  • соблюдения организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
  • выполнения предписаний компетентных органов;
  • проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан 5.

О проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке - не позднее чем за три рабочих дня до ее начала 6;
  • о внеплановой проверке - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения 7.

К сведению

Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления.

Документарные проверки

Документарная проверка проводится на основании соответствующего распоряжения (приказа) по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду может запросить документы, подтверждающие трудовые и ­непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на ­письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе ­документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах, по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе ­беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

В некоторых случаях закон запрещает предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки, например, в ситуациях...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию

Важность правильного, четкого закрепления должностных обязанностей носит двусторонний характер. С одной стороны – работник понимает, что именно он должен выполнять в рамках своей должности и что от него ждет работода тель. С другой – работодатель имеет возможность контролировать работника в процессе его трудовой деятельности. Разберемся, когда лучше составить отдельный ЛНА, когда – сделать должностную инструкцию приложением к трудовому договору, а также какие требования к оформлению документа предъявляет законодательство.

Утверждаем локальный нормативный акт

Структура и содержание локальных нормативных актов обусловлены двумя ключевыми параметрами: вопросами, которые должны быть урегулированы с их принятием, и спецификой деятельности организации. Однако есть и общие моменты, которые нужно соблюдать при их разработке, визировании проектов и ­утверждении. ­Выясним процедуру принятия ЛНА и ознакомления с ними.

Доверенность в деятельности кадровой службы

Отделу кадров в работе приходится сталкиваться с разнообразными документами, в том числе с доверенностями. Чаще всего – на получение заработной платы и представление интересов работодателя в трудовой инспекции. Изучим, какие реквизиты должны содержаться в документе, нужно ли такую доверенность нотариально удостоверять, какие полномочия в ней нужно передать и каков порядок прекращения ее ­действия.

Организуем работу с персональными данными сотрудников

Все организации, у которых в штате есть сотрудники, сталкиваются с обработкой персональных данных. Рассмотрим, какие именно сведения и документы содержат персональные данные работников, которые необходимо защищать от несанкционированного доступа, а также как организовать систему их защиты и какую ответственность понесут работодатель и работник, ответственный за сохранность данных, в случае нарушений.

Унифицированные формы: как поменять или оставить

Вот уже два года формы первичных учетных документов, в том числе и по кад­ровому учету, работодатель разрабатывает самостоятельно. Однако запрета на использование унифицированных форм нет, поэтому их по-прежнему можно применять. Таким образом, организация может либо продолжать использовать унифицированные формы, не внося в них ничего нового, либо отказаться от их использования, заменив вновь разработанными, либо применять унифицированные формы, внеся в них изменения, отражающие специфику ­работы организации и взаимоотношений с персоналом. Рассмотрим все три ­варианта.

Утверждаем локальный нормативный акт

Структура и содержание локальных нормативных актов обусловлены двумя ключевыми параметрами: вопросами, которые должны быть урегулированы с их принятием, и спецификой деятельности организации. Однако есть и общие моменты, которые нужно соблюдать при их разработке, визировании проектов и ­утверждении. ­Выясним процедуру принятия ЛНА и ознакомления с ними.

Организуем работу с персональными данными сотрудников

Все организации, у которых в штате есть сотрудники, сталкиваются с обработкой персональных данных. Рассмотрим, какие именно сведения и документы содержат персональные данные работников, которые необходимо защищать от несанкционированного доступа, а также как организовать систему их защиты и какую ответственность понесут работодатель и работник, ответственный за сохранность данных, в случае нарушений.

Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию

Важность правильного, четкого закрепления должностных обязанностей носит двусторонний характер. С одной стороны – работник понимает, что именно он должен выполнять в рамках своей должности и что от него ждет работода тель. С другой – работодатель имеет возможность контролировать работника в процессе его трудовой деятельности. Разберемся, когда лучше составить отдельный ЛНА, когда – сделать должностную инструкцию приложением к трудовому договору, а также какие требования к оформлению документа предъявляет законодательство.