Top.Mail.Ru

В адрес предполагаемого делового партнера составлено письмо на 4 листах с приложением на 7 листах. Каким образом сшиваются такие отправления? Как нумеровать страницы?

Вопрос

Необходима ваша подсказка, помощь. В адрес предполагаемого делового партнера составлено письмо на 4 листах. К этому письму идет приложение, детально разъясняющее наше предложение на 7 листах. Не можем найти ответов на вопросы по этому письму с приложениями:

  1. Каким образом сшиваются такие отправления? а) письмо отдельно и приложение отдельно либо б) письмо и приложение сшиваются вместе; в) чем сшиваются письмо и приложение? Степлером (верхний левый угол), заклепкой (верхний левый угол) или еще каким-то способом?
  2. Как нумеровать страницы? а) письмо отдельно (в письме указывается кол-во страниц приложения) и приложение отдельно либо б) все сшивается вместе и нумерация страниц сквозная? Тогда возникает вопрос, каким образом указать в письме количество страниц приложения?
Отвечает

Правила оформления писем и приложений к ним описаны в нескольких документах, носящих рекомендательный характер. Это прежде всего:

  • ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и
  • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (далее – Методические рекомендации).

В деловой практике принято соблюдать положения данных документов и включать их в инструкцию по делопроизводству своей организации.

Начнем ответ с нумерации страниц.

К сожалению, в настоящее время правила нумерации приложений большинства организационно-распорядительных документов (в том числе и писем) не описываются в правовых актах и методических рекомендациях, посвященных делопроизводству и принятых на общегосударственном уровне.

Однако частные случаи нашли свое отражение. Так, в приложениях № 13 и № 14 к Методическим рекомендациям говорится о том, что листы приложения (справочного или аналитического характера, утверждаемого документа) к указу или распоряжению Президента РФ, а также распоряжению или постановлению Правительства РФ следует нумеровать самостоятельно, начиная со второго листа. А в ГОСТе Р 6.30-2003 указано, что при изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют, а номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа. Кроме того, в данном стандарте указано, что в отметке о наличии приложения указывается количество листов (не страниц) каждого из приложений, если они не сброшюрованы. В связи с этим в практике делопроизводства все приложения к письмам и другим организационно-распорядительным документам (приказам, распоряжениям и т.д.) обычно нумеруют отдельно, начиная со второй страницы приложения1.

При этом если письмо имеет одно или несколько приложений, то на нем принято оформлять реквизит «Отметка о наличии приложения», который располагается между реквизитами «Текст документа» и «Подпись» и отделяется от них двумя–четырьмя межстрочными интервалами.

Разные способы оформления отметки о наличии приложения показаны в пункте 3.21 ГОСТа Р 6.30-2003 и в приложении № 11 к Методическим рекомендациям. Все зависит от ситуации:

Если приложение названо в тексте документа, то его наименование в реквизите приводить не следует.

Пример 1

Если письмо имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, число листов и число экземпляров. При наличии нескольких приложений их нумеруют:

Пример 2

Если к документу прилагается другой документ, также имеющий приложение, отметку о наличии приложения следует оформлять так:

Пример 3

Если документ направляется в несколько адресов, а приложение только в один адрес, то это необходимо указать в отметке о наличии приложения:

Пример 4

Если приложения сброшюрованы, то количество листов не нужно указывать:

Пример 5

Теперь перейдем к вопросу скрепления листов письма и его приложений и сразу отметим, что прошивка листов писем также не освещена в нормативно-методической базе делопроизводства.

Скрепление или прошивка листов многостраничного документа производится прежде всего для сохранения целостности документа и устранения возможности замены его отдельных листов. Соответственно, прошивают не все виды документов. Обязательно прошивают листы тех документов, для которых эта процедура установлена правовыми актами. Для других видов документов необходимость прошивки их листов может быть установлена инструкцией по делопроизводству организации. Обычно прошивают договоры, регламенты, инструкции, положения и другие виды документов. При этом письма в практике делопроизводства, как правило, не прошивают. Приложение к письму может быть сброшюровано отдельно.

Заметим, что скреплять листы степлером или заклепкой нет никакого смысла, так как это не позволит гарантировать целостность документа и избежать возможности замены его отдельных листов. Обычно листы прошивают на два или четыре прокола (количество проколов для не очень «толстых» документов не имеет особого значения), после этого на концы прошивной нити на оборотной стороне последнего листа документа наклеивается лист, на котором указывают:

  • количество прошитых листов (обычно цифрами и прописью), а также
  • наименование должности лица, заверившего прошитие документа, его личную подпись и расшифровку подписи (это может быть как лицо, подписавшее документ, так и иной сотрудник, например, службы ДОУ);
  • кроме того, при прошивке листов обычно проставляют оттиск печати, причем таким способом, чтобы он захватывал часть наименования должности лица, заверяющего скрепление документа, и оборотную часть последнего листа документа.

При прошивке многостраничных документов, составленных двумя или более организациями (например, договоров), на наклеиваемом листе должны указываться подписи и оттиски печати каждой стороны.

Пример 6

Сноски 1

  1. В других системах документации могут быть требования по сквозной нумерации листов основного документа и приложений к нему. Например, в п. 6.4.9 ГОСТа 7.32-20 01 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» написано: «Нумерация страниц отчета и приложений, входящих в состав отчета, должна быть сквозная». Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?