Top.Mail.Ru

Хотелось бы подробнее узнать о том, как «заставить» регламенты работать? Регламентов пишется несчетное количество, но все они создаются ради того, чтобы были, либо они нужны кому-то одному, чтобы заставить работать другого. Я как начальник службы ДОУ, хоч

Вопрос
Хотелось бы подробнее узнать о том, как «заставить» регламенты работать? Регламентов пишется несчетное количество, но все они создаются ради того, чтобы были, либо они нужны кому-то одному, чтобы заставить работать другого. Я, как начальник службы ДОУ, хочу иметь единый реестр регламентов. Самое главное – иметь возможность управлять ими, превратив существование регламентов в полезную вещь для компании.
Отвечает

Регламенты – очень полезная вещь, которая представляет собой фактически основной инструмент/механизм и корпоративного, и административного управления. Очень хорошо, что служба делопроизводства будет иметь и вести реестр всех регламентов. В этот реестр необходимо включить:

  • названия структурных подразделений и фамилии руководителей (и их заместителей, дублеров), ответственных за соблюдение регламента, за методическое руководство внедрением и применением каждого регламента, за организацию пересмотра регламента в установленные сроки;
  • сроки / периодичность пересмотра;
  • на кого возлагается контроль за исполнением / соблюдением регламента в целом.

Но на поставленный вопрос отвечать очень трудно, поскольку он связан с проблемами управления и управляемостью организации, за которые отвечает руководство, прежде всего – единоличный исполнительный орган. В управленческой литературе приводятся такие данные: эффективный руководитель организации должен заниматься управляемостью ежедневно и тратить на это 20–30% своего рабочего времени, причем имеется в виду, конечно же, не «ручное» управление по уже свершившимся фактам, а налаживание организационного порядка и контроль за его соблюдением.

В процессе постоянной настройки эффективного взаимодействия службы ДОУ с руководством организации все руководители служб ДОУ, которые стремятся к позиции управляющего документами, должны обратить внимание на главную функцию документа – правовую, функцию доказательства проведения деловых (управленческих) операций и транзакций (действий) в производственной деятельности. Руководители понимают, что такое «доказательный менеджмент», поэтому надо постепенно и последовательно формировать у руководства профессиональное понимание того, что только документы являются основанием для оценки экономического положения любой организации, которая проводится по следующим позициям:

  • оценка капитала;
  • активов;
  • доходности;
  • ликвидности;
  • прозрачности структуры собственности;
  • качества управления.

А оценка качества управления (в корпоративном управлении) осуществляется на основе анализа:

  • управления рисками;
  • состояния внутреннего контроля;
  • управления стратегическим риском.

Только на основе документов производится как самооценка, так и внешний аудит организации. В подтверждение приведем несколько примеров:

Пример 1. Показатели оценки управления рисками

Показатели оценки управления рисками формулируются так:

  • имеются ли внутренние документы по управлению основными рисками, в том числе операционными, технологическими, производственными, возникающими в текущей деятельности;
  • имеются ли планы мероприятий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, способных подорвать экономическое, финансовое положение организации, вызвать потерю возможности осуществлять производственную, технологическую, операционную деятельность;
  • имеется ли распределение полномочий между органами управления, исполнительными органами, структурными подразделениями и сотрудниками, включая полномочия по управлению рисками (это значит, что должны иметься все положения о делегировании полномочий, порядок выдачи доверенностей, регламент издания распорядительных документов, положения о подразделениях и должностные инструкции);
  • каков порядок мониторинга управления рисками;
  • каков контроль рисков (риски рекомендуется выделять в любом административном или производственном / технологическом регламенте и назначать ответственных за выявление рисков);
  • каков порядок информационного обеспечения всей системы управления рисками и каков порядок обмена документами о выявленных рисках.
Пример 2. Показатели оценки состояния внутреннего контроля

Перечислим показатели оценки состояния внутреннего контроля:

  • есть ли контроль за распределением полномочий при совершении операций (принятии производственных и технологических решений); чтобы этот контроль осуществлялся, необходимы регламенты всех видов и типов – производственные, технические, технологические, управленческие / административные;
  • по всем ли направлениям деятельности имеются внутренние документы (правила, регламенты, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы), на которых базируется внутренний контроль;
  • осуществляется ли мониторинг основных направлений деятельности организации со стороны руководства и службы внутреннего контроля;
  • составляются ли планы внутреннего контроля;
  • рассматривает ли Совет директоров / коллегиальный орган управления соблюдение требований внутренних документов (в плановом порядке или по результатам проверок).
Пример 3. Показатели оценки стратегического управления

Пример показателей оценки стратегического управления:

  • имеется ли Стратегия развития организации;
  • определены ли в Стратегии основные / приоритетные направления деятельности организации;
  • имеются ли политики реализации основных направлений деятельности;
  • имеется ли план реализации Стратегии (бизнес-планы, планы развития);
  • имеются ли внутренние документы, регламентирующие основные направления деятельности (в головной организации, в филиалах, представительствах; вот она – роль регламентов, правил, порядков и других локальных нормативных документов, которые должны распространяться вообще на все виды деятельности!);
  • регламентируются ли в организации показатели оценки ее деятельности.

Для повышения роли регламентов в деятельности организации и для их «исполняемости» можно посоветовать применить два методических приема управляющих документами:

  • Во-первых, разработать типовой маршрут обязательного согласования проектов соответствующих регламентов (производственных, технических, технологических, управленческих/административных), чтобы каждое подразделение, участвующее в согласовании, оценило свое участие в реализации алгоритма конкретного регламента, свою ответственность за результат, риски и свое участие в создании документов по данному регламенту, включая ответственность за предоставление доступа, хранение, обеспечение сохранности в течение установленного срока (и т.п. риски управления документами). Таким образом, согласование может способствовать эффективному взаимодействию подразделений и успеху внедрения регламентируемых процедур / алгоритмов.
  • Во-вторых, в состав обязательных разделов любого регламента необходимо включить «Показатели оценки деятельности / реализации процедуры / алгоритма», чтобы сформулировать конкретные показатели оценки соблюдения регламента, например, с использованием тех показателей, которые применяются для оценки качества управления (перечислены нами выше в Примерах).
    Вместе с руководством и службой кадров необходимо также проконтролировать, чтобы в положения о подразделениях и должностные инструкции руководителей организации были внесены такие же обязательные разделы – «показатели оценки деятельности». И в эти разделы сначала можно включить обобщающие формулировки показателей, например:
    • количество выявленных фактов нарушений технических / технологических регламентов, допущенных сотрудниками подразделения (либо подчиненных подразделений), должно стремиться к нулю. Измеряется в % за определенный период времени.
      Т.е. когда нарушений нет совсем, этот показатель равен 0%. Если они есть, то, зная общее число совершенных в СЭД за заданный период операций, регламентируемых данным регламентом, и количество допущенных нарушений, мы можем вычислить % допущенных нарушений;
    • или % соблюдения административных регламентов сотрудниками подразделения – должен стремиться к 100%.
      Т.е. тот же показатель можно сформулировать в позитивном аспекте как стопроцентное соблюдение каждого регламента каждым подразделением организации (или каждым сотрудником и т.п.).

Самое главное, чтобы показатели оценки были вписаны в общую систему мотивации, а руководитель понимал, что они поддерживают управляемость в организации. В этом случае регламенты являются эффективным инструментом управления, а управляющий документами (служба ДОУ) может в режиме регулярного менеджмента представлять руководителю сведения о степени соблюдения и фактах несоблюдения регламентов, порядков и инструкций, которые устанавливают правила документирования и делопроизводства. Можно будет направлять просто служебные записки о факте нарушения того или иного регламента (без комментариев и просьб) непосредственному руководителю, руководителю подразделения, отвечающему за регламент или контролирующему его соблюдение, в кадровую службу, в службу внутреннего контроля и т.п., в зависимости от типа регламента и его значимости для деятельности организации.

Желаю успеха в этой трудной управленческой работе!

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?