Top.Mail.Ru

В процессе деятельности в медицинском учреждении за период с 2005 по 2009 гг. образовались дела (медицинские карты амбулаторных больных), в которых был оформлен только титульный лист (по просьбе пациента или страховой компании). Медицинской карте был прис

Вопрос
В процессе деятельности в медицинском учреждении за период с 2005 по 2009 гг. образовались дела (медицинские карты амбулаторных больных), в которых был оформлен только титульный лист (по просьбе пациента или страховой компании). Медицинской карте был присвоен учетный номер, но в медицинской карте амбулаторного больного отсутствовала какая-либо информация о посещении пациентом врачей, назначениях лечащего доктора, проведении исследований и т.д. Срок хранения медицинской карты амбулаторного больного составляет 25 лет (приказ Минздрава СССР от 30.05.1974 № 493 «О введении в действие «Перечня документов со сроками хранения Министерства здравоохранения СССР, органов, учреждений, организаций, предприятий системы здравоохранения», приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», приказ Минздрава СССР от 31.12.1987 № 1338 «О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного», приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»). Каков порядок хранения этой категории медицинских карт? Возможно ли уничтожение медицинских карт (незаполненных, невостребованных и не содержащих никаких записей) установленным порядком?
Отвечает

Очень приятно отвечать на вопрос, заданный специалистом, знающим требования ведомственной нормативной базы.

Сначала ответ практический. Медицинские карты с оформленными титульными листами (обложками или заполненными первыми листами утвержденной формы медицинской карты амбулаторного больного №___) после заключения договора непосредственно с пациентом или со страховой компанией должны быть включены в состав документального фонда медицинского учреждения и храниться в регистратуре в соответствии с принятыми в учреждении принципами систематизации подобных документов (просто по алфавиту фамилий пациентов; по названиям страховых компаний и внутри по алфавиту фамилий; по условиям обслуживания – договор/льготы/инвалиды и т.п. и внутри по алфавиту фамилий и т.д.). Соответствующая систематизация и фамилии пациентов вносятся также и в информационную систему медицинского учреждения. Таким образом подготавливаются условия для приема пациентов, документирования медицинской информации и ведения учета и медицинской статистики.

Если в последующем медицинская карта амбулаторного больного остается незаполненной, невостребованной, не содержащей никаких медицинских записей и подписей врачей, то она как проект, существующий в бумажной форме, может быть выделена к уничтожению в общем порядке. Но (!) основанием для включения подобных проектов в акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению1, должен быть факт окончания срока действия договора с пациентом или страховой компанией и соблюдение методики исчисления сроков хранения.

Пример 1

В 2013 году заключен договор со страховой компанией, на основании которого, а также на основании списка застрахованных лиц оформляются проекты медицинских карт и заводятся соответствующие сведения в информационную систему. Обычно подобные договоры заключаются на один год, тогда в 2014 году окончится срок его действия.

И договор, и проекты медицинских карт, и информация о застрахованных должны храниться в учреждении до конца 2014 года и плюс еще в течение установленного срока хранения (5 лет, например, по ст. 436 ПТУД). И только в первом квартале 2020 года они могут быть внесены в акт о выделении документов и дел к уничтожению. Причем рекомендуем в статьях и графах акта после заголовка дела с договорами формулировать групповой заголовок для уничтожаемых проектов медицинских карт и указывать их общее количество:

Все эти вопросы находятся в компетенции экспертной комиссии самого медицинского учреждения, которая имеет право устанавливать сроки хранения документов, не предусмотренных перечнями документов со сроками хранения.

Теоретический аспект ответа. Идентификационными реквизитами, определяющими документ и его юридическую силу, являются наименование автора, дата создания документа, индекс (регистрационный номер), текст (содержание), подпись2. Это минимальный обязательный набор реквизитов, отсутствие одного из них лишает документ юридической силы. Документ имеет заголовочную часть, в которой оформляются идентификационные реквизиты «автор», «дата», «индекс», а также и другие, но тоже идентифицирующие документ реквизиты, например, наименование вида, название разновидности, заголовок к тексту, код унифицированной формы и т.п. Документ имеет содержательную часть, которая и состоит в основном из текста, идентификационного реквизита. И, наконец, документ имеет оформляющую часть, в которой главным является реквизит «подпись».

Таким образом, незаполненные, не содержащие документированной и подписанной медицинской информации медицинские карты, о которых задан вопрос, не являются документами. Они представляют собой проекты, в которых оформлена только заголовочная часть, без содержательной и оформляющей частей (прежде всего – без текста и подписей). Поэтому при экспертизе ценности подобных проектов к ним нельзя применять 25-летний срок хранения. Но недопустимо и определение срока хранения «До минования надобности», так как проекты медицинских карт оформлены на основании и во исполнение договоров, и при экспертизе их ценности на первый план выступают принципы системности, комплексности и взаимосвязи документов.

1
Форма акта – Приложение 4 к п. 2.4.1 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением коллегии Росархива от 06.02.2002).
2
ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца».
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?