Действительно, в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558; далее – ПТУД) указаны сроки хранения большого количества конкретных видов и разновидностей договоров, которые, в основном, соответствуют классификации видов сделок, закрепленных Гражданским кодексом РФ. В соответствии со ст. 791 ПТУД устанавливается постоянный срок хранения договоров и соглашений о приеме и сдаче зданий, помещений, земельных участков в аренду (субаренду) и документов к ним (акты, технические паспорта, планы, кадастровые планы, схемы, расчеты и т.п.). Формулировка статьи «о приеме и сдаче» предполагает, что и арендодатель, и арендаторы хранят свои экземпляры договоров, акты приема-передачи и первичные учетные / платежные документы по объектам недвижимости без ограничения срока, т.е. постоянно.
Но обратите также внимание на примечание к срокам хранения (графа 3 ПТУД), которое отмечено одной звездочкой (*). Такое примечание означает, что срок хранения документов «постоянно» (Пост.) в организациях, которые не являются источниками комплектования государственных или муниципальных архивов, не может быть менее 10 лет. И этим сроком хранения могут руководствоваться арендаторы, особенно в случае расторжения договоров аренды, частой смены объектов аренды и арендодателей. При условии завершения всех налоговых проверок коммерческая организация-арендатор может на заседании своей экспертной комиссии установить долговременный срок хранения своих экземпляров расторгнутых договоров аренды свыше 10 лет включительно.
Но если организация является арендодателем, то подход к сроку хранения договоров аренды и документов к ним должен быть совершенно иным. Самое главное – экспертиза ценности, определение необходимости и значимости для организации документов об имуществе (основных средствах) и основном виде ее деятельности. Арендодатель должен иметь состав документов, которые подтверждают:
- законность и историю владения объектами недвижимости,
- содержат их техническое описание и схемы,
- подтверждают стоимость (включая амортизацию и затраты на эксплуатацию),
- законность распоряжения правами на объекты,
- расчеты с арендаторами,
- уплату налогов и т.п.
Без комплекса этих документов организация-арендодатель не сможет подтвердить свои права на владение и распоряжение объектами недвижимости, данные документы необходимо иметь в течение всего срока деятельности организации, т.е. постоянно. Таким образом, при проведении экспертизы ценности договоров и документов по их исполнению необходимо руководствоваться принципом доказательности, т.к. главная функция документа в настоящее время – правовая, доказательная.
Систематизацию, т.е. формирование в дела договорных документов сейчас рекомендуется осуществлять по принципу «досье», при котором срок хранения документов устанавливается по «старшему» сроку находящихся в деле документов. Если речь идет о сдаче в аренду и об эксплуатации объектов недвижимости, то досье формируются, как правило, по объектам недвижимости, по их адресам. «Лучшие практики» показывают, что досье по объекту недвижимости хранится постоянно и состоит, как правило, из нескольких томов:
- правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственности на объект (помимо договоров приватизации или купли-продажи, договоров на строительство / ремонт / реконструкцию, актов о приемке / вводе в эксплуатацию, свидетельств о праве собственности, выписок из реестра и т.п. обязательна выписка / справка БТИ об официальном адресе каждого объекта недвижимости);
- техническая документация (текстовое и техническое описание объекта, фото, чертежи, планы, инженерные схемы, руководства по эксплуатации и т.п.);
- договоры с подрядчиками об эксплуатации и обслуживании объектов недвижимости и прилегающих территорий;
- договоры аренды (систематизируются по алфавиту названий компаний-арендаторов, или по торговым площадкам объекта, или по срокам аренды) и первичные учетные / расчетные документы по их исполнению.
Таким образом, досье формируется как многотомный комплекс документов, причем для арендодателя документы всего комплекса выполняют функцию доказательства законности и прозрачности его основной деятельности и должны иметь постоянный срок хранения.
Кроме того, при определении сроков хранения необходимо учитывать, что договоры и первичные учетные документы по их исполнению в случае камеральных налоговых проверок должны быть предъявлены за любой период деятельности организации. Документы, связанные с амортизацией объекта недвижимости, организация-арендодатель должна иметь с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете еще 4 года. Например, срок полезного использования здания как основного средства – 31 год, после его окончания отсчитываем еще 4 года (согласно Налоговому кодексу РФ) и получается, что храниться документы должны в течение минимум 35 лет.
Если организация-арендодатель не собирается изменять свою основную деятельность, то досье по объектам недвижимости, договоры аренды и документы по их исполнению рекомендуем хранить в течение всего срока деятельности организации.