Top.Mail.Ru

При нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов точки нужны?

Вопрос
По новому ГОСТ Р 7.0.97-2016 при нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов нужно ставить точку после написания цифр? В ГОСТе об этом не говорится. Система менеджмента качества требует не ставить точки, ссылаясь на стандарты ИСО.
Отвечает

Действительно, новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 при оформлении реквизита «текст» ограничивается указанием, что он может содержать разделы, подразделы, пункты, подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. При этом уровней рубрикации текста должно быть не более четырех. О знаках препинания в п. 5.18 ГОСТ Р 7.0.97-2016 не говорится. Упоминания о них не было и в ГОСТ Р 6.30-2003.

Необходимость соблюдения общих правил оформления рубрикации текста была только в Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, которые были разработаны ВНИИДАД. В их разделе 4 «Подготовка текстов документов» было установлено, что в сплошном связном тексте, который является основной формой представления текста всех видов организационно-распорядительных документов, точка в конце заголовков разделов (и подзаголовков подразделов) не проставляется. А пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками, с точкой на конце (п. 4.5).

Это правило оформления текстов документов соответствует общим правилам рубрикации текстов в русском языке. Рекомендуем его соблюдать и после введения в действие требований нового ГОСТ Р 7.0.97-2016.

В служебно-товарищеском общении со службами менеджмента качества и метрологии необходимо твердо стоять на своей профессиональной позиции. На практике мы всегда имеем дело с конкретными документами, которые принадлежат к определенным системам документации.

Система документации – это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам назначения, сферы деятельности и единых требований к их оформлению1.

А на каждую современную систему документации есть свои стандарты, соблюдаются свои правила составления и оформления документов, закрепленные нормативными правовыми актами, рекомендациями и иными документами по стандартизации2.

Требования ГОСТ Р 7.0.97-2016 распространяются на документы системы организационно-распорядительной документации, в т.ч. включенные в класс 0200000 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОК 011-93; далее – ОКУД), который ведется с 1993 года. Данная область применения установлена в самом стандарте (раздел 1). С документами этой системы работает служба делопроизводства и осуществляет нормоконтроль качества их оформления.

Ссылка на ИСО не вполне уместна, т.к. международные стандарты ИСО напрямую применяться не должны и, как правило, не применяются. На их основе разрабатываются национальные стандарты (в России имеют обозначение ГОСТ Р ИСО), иные документы по стандартизации, а также утверждаются и регистрируются в качестве документов по стандартизации официальные переводы стандартов ИСО или МЭК (Международной электротехнической комиссии).

Сноски 2

  1. Это определение из ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Вернуться назад
  2. Свои правила действуют, например, для научно-технической документации, для налоговой, банковской, первичной учетной, отчетно-статистической, других систем документации и даже для стандартов. Обратите внимание, что как раз при оформлении стандарта как нормативно-технического документа его рубрика (раздел, подраздел, пункт, подпункт) точкой не заканчивается. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Анонимный гость
05.07.2019, 21:14

А пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками, с точкой на конце (п. 4.5).
Источник: http://www.delo-press.ru/questions.php?n=29149
А почему не проставлена точка в написании п.4.5(точка или нет?) ?

Анонимный гость

Потому что это упоминание подпункта в тексте.

Рекомендовано для вас

Как в отметке о заверении копии указать дело, у которого нет номера?

В ГОСТ Р 7.0.97-2016 об оформлении организационно-распорядительных документов в п. 4.26 сказано: «Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии заверяется печатью организации (при ее наличии), а также (при необходимости) дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле №... за... год»).» Но у нас нет номенклатуры дел, и потому на делах просто оформлены наименования и год заведения, но не номера. Нам надо заверить копию документа для ее представления в суд, поэтому важно, чтобы суд принял ее и претензий к заверению не было. За неимением номера дела мы можем оформить заверительную надпись с фразой «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле (наименование дела) за 2020 год»? Такая копия будет иметь юридическую силу?

Как вывести дела долговременного хранения из описи постоянного хранения № 1

Прошу помощи экспертов в разъяснении ситуации в области архивного хранения документов на предприятии, которое не является источником комплектования госархива. До 2018 года в сводную опись постоянного срока хранения включали дела долговременного срока. Подскажите, пожалуйста, как грамотно перевести номера дел долговременного срока из описи постоянного срока № 1. Учитывая, что номера дел начнутся, видимо, уже в новой описи дел долговременного срока № 3.

Если первичные учетные документы сканируются

В нашей компании ввели электронный архив для документов первичного учета. Теперь все документы первичного учета (например, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), которые первоначально подготавливаются на бумаге и на них проставляются «живые» подписи и печати, сканируются и сохраняются в электронном архиве. Вопрос: при наличии официального электронного архива нужно ли также хранить изначально подготовленные бумажные версии этих первичных документов или оставлять на хранении только их электронные аналоги в электронном архиве? Если бумажные первоисточники хранить не нужно, то каким образом тогда оформлять их уничтожение, если по Перечню типовых архивных документов они имеют определенный срок хранения? Какое законное основание должно быть для выделения к уничтожению данных бумажных документов? Я ответила нашему главному бухгалтеру, что нужно хранить и бумажные документы, но стала немножко сомневаться. Прошу дать ответ.

Как уничтожить копии в СЭД ранее уничтоженных бумажных оригиналов

Документы на бумажном носителе были уничтожены (по всем правилам), аналогичные же документы в СЭД остались. Как отразить в акте о выделении к уничтожению электронные копии документов в СЭД, если они не сформированы в дела и в номенклатуре не числятся?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? А если его окончание придется на Новогодние каникулы?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? Когда продление срока законно: – до его истечения (первых 30 дней с момента регистрации обращения) или – после его истечения, но не позже вторых 30 дней? В каких днях он исчисляется – в календарных или рабочих? И что делать, если его окончание придется на Новогодние каникулы?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?

Можно ли печатать документ на обеих сторонах листа? С договорами так часто поступают. А как быть с письмами, актами и др.? Как при этом правильно нумеровать страницы? Чем все это регулируется сейчас? Или только правилами делового оборота?

Можно ли печатать документ на обеих сторонах листа? С договорами так часто поступают. А как быть с письмами, актами и др.? Как при этом правильно нумеровать страницы? Чем все это регулируется сейчас? Или только правилами делового оборота?