При нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов точки нужны?

Вопрос
По новому ГОСТ Р 7.0.97-2016 при нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов нужно ставить точку после написания цифр? В ГОСТе об этом не говорится. Система менеджмента качества требует не ставить точки, ссылаясь на стандарты ИСО.
Отвечает

Действительно, новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 при оформлении реквизита «текст» ограничивается указанием, что он может содержать разделы, подразделы, пункты, подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. При этом уровней рубрикации текста должно быть не более четырех. О знаках препинания в п. 5.18 ГОСТ Р 7.0.97-2016 не говорится. Упоминания о них не было и в ГОСТ Р 6.30-2003.

Необходимость соблюдения общих правил оформления рубрикации текста была только в Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, которые были разработаны ВНИИДАД. В их разделе 4 «Подготовка текстов документов» было установлено, что в сплошном связном тексте, который является основной формой представления текста всех видов организационно-распорядительных документов, точка в конце заголовков разделов (и подзаголовков подразделов) не проставляется. А пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками, с точкой на конце (п. 4.5).

Это правило оформления текстов документов соответствует общим правилам рубрикации текстов в русском языке. Рекомендуем его соблюдать и после введения в действие требований нового ГОСТ Р 7.0.97-2016.

В служебно-товарищеском общении со службами менеджмента качества и метрологии необходимо твердо стоять на своей профессиональной позиции. На практике мы всегда имеем дело с конкретными документами, которые принадлежат к определенным системам документации.

Система документации – это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам назначения, сферы деятельности и единых требований к их оформлению1.

А на каждую современную систему документации есть свои стандарты, соблюдаются свои правила составления и оформления документов, закрепленные нормативными правовыми актами, рекомендациями и иными документами по стандартизации2.

Требования ГОСТ Р 7.0.97-2016 распространяются на документы системы организационно-распорядительной документации, в т.ч. включенные в класс 0200000 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОК 011-93; далее – ОКУД), который ведется с 1993 года. Данная область применения установлена в самом стандарте (раздел 1). С документами этой системы работает служба делопроизводства и осуществляет нормоконтроль качества их оформления.

Ссылка на ИСО не вполне уместна, т.к. международные стандарты ИСО напрямую применяться не должны и, как правило, не применяются. На их основе разрабатываются национальные стандарты (в России имеют обозначение ГОСТ Р ИСО), иные документы по стандартизации, а также утверждаются и регистрируются в качестве документов по стандартизации официальные переводы стандартов ИСО или МЭК (Международной электротехнической комиссии).

Сноски 2

  1. Это определение из ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Вернуться назад
  2. Свои правила действуют, например, для научно-технической документации, для налоговой, банковской, первичной учетной, отчетно-статистической, других систем документации и даже для стандартов. Обратите внимание, что как раз при оформлении стандарта как нормативно-технического документа его рубрика (раздел, подраздел, пункт, подпункт) точкой не заканчивается. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Анонимный гость
05.07.2019, 21:14

А пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками, с точкой на конце (п. 4.5).
Источник: http://www.delo-press.ru/questions.php?n=29149
А почему не проставлена точка в написании п.4.5(точка или нет?) ?

Анонимный гость

Потому что это упоминание подпункта в тексте.

Рекомендовано для вас

Как хранить кредитные договоры и документы об их исполнении

При проведении экспертизы ценности документов нашей кредитной организации (банка), опираясь на новый Перечень 2019 г., мы столкнулись со следующей проблемой. В примечании 2 к ст. 261 «Кредитные договоры, договоры займа и иные долговые обязательства; документы, подтверждающие предоставление кредита (займа) и исполнения должником своих обязательств» срок хранения договоров и иных подтверждающих документов с условием о залоге увеличивается с 5 до 10 лет. Для исполнения этой нормы возникает необходимость хранения, кроме кредитного досье и юридического дела клиента, также и его платежных документов по кредиту, хранящихся в «Документах дня» банка. Как правильно технически решить эту проблему: 1) изымать из «Документов дня» платежные документы по кредитам с залогом (что крайне затруднительно) или 2) хранить весь массив «Документов дня» целиком (в этом случае появляется необходимость хранения «избыточного» количества документов в течение 10 лет, вместо 5 лет)? Или же мы в целом не верно трактуем статью 261 Перечня 2019 г.?

Как корректно заменять сканы ранее зарегистрированных документов?

Наша организация – государственное учреждение. Используем в своей работе СЭД. И подчас возникает необходимость заменить полностью зарегистрированный документ или его часть, т.е. удалить первоначально зарегистрированный скан-образ документа и вложить новый. Всегда аргументируем тем, что это запрещено, но вот ссылку на нормативный акт найти не можем. Искали и в «Гаранте» и в «Консультанте+». Подскажите, пожалуйста, ссылку на нормативный правовой акт, где четко прописано, что замена уже зарегистрированных документов запрещена законом.

Акт о вскрытии конверта и отсутствии документов

Пришло письмо заказным отправлением. В тексте письма в отметке о наличии приложений указано 2 документа, но фактически их в этом конверте не оказалось. 1. Знаю, что это надо оформить актом, но как его составить? Кому подписывать? Что с ним потом делать? 2. Была еще такая ситуация: пришло письмо без приложений в конверте, но при вскрытии другого конверта эти приложения там обнаружили. Видимо, отправитель сам заметил ошибку и дослал приложения через пару дней (судя по штемпелям на конвертах). А мы оба эти письма вскрыли в один день. Тогда акт о недостаче вложений оформлять надо?

Чем грозит посуточная нумерация документов?

Наше руководство обязывает переходить на посуточную регистрацию документов: входящих, исходящих, договоров и даже приказов по основной деятельности. То есть каждый день будет начинаться с № 1, и начало этих изменений с середины текущего года! Никакие наши протесты и доводы не помогают! Юристы уже вносят изменения в нашу инструкцию по делопроизводству. Нормативные правовые акты и государственные документы, в которых есть указания о регистрации документов в пределах календарного года (Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71, и Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44), юристы считают необязательными для нашей организации. Все, что не называется Законом, невозможно использовать в спорах с юристами, что же делать!? 1. Как будут обрабатываться для архивного хранения приказы по основной деятельности, если во все учетные архивные документы вносятся данные о содержании документов тома с № … по №… ? 2. Или сейчас настало такое время, когда наши службы должны полностью прогибаться под бизнес и все наши правила устарели на фоне стремительной цифровизации? И проще подстроиться под исполнителей, чем исполнителям соблюдать правила своевременной подготовки и регистрации документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? А если его окончание придется на Новогодние каникулы?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? Когда продление срока законно: – до его истечения (первых 30 дней с момента регистрации обращения) или – после его истечения, но не позже вторых 30 дней? В каких днях он исчисляется – в календарных или рабочих? И что делать, если его окончание придется на Новогодние каникулы?