Срок хранения договоров о разработке программного обеспечения в разных Перечнях отличается - какой выбрать?

Вопрос
Статья 215 Перечня управленческих документов 2010 г. и статья 1796 Перечня НТД звучат практически одинаково, но при этом в первом случае срок хранения 5 лет ЭПК, во втором – постоянно. Как понять, в каком случае какой перечень нужно применять?
Отвечает

Для начала процитируем упомянутые статьи перечней, чтобы они были перед глазами:

Фрагмент документа
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее – Перечень 2010 г.)

Фрагмент документа
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182 (далее – Перечень НТД)

Уже из названий этих перечней понятно, на какие функции и направления деятельности организации и на какие категории и виды документов они распространяются.

Если организация решает усовершенствовать и автоматизировать свои общие функции управления (в Перечне 2010 г. они перечислены как 12 разделов – своеобразное содержание перечня), то она проводит конкурс, открывает проект разработки и внедрения информационной системы (ИС), заключает договор с ИТ-компанией – подрядчиком. Срок хранения этого договора и документов по его исполнению можно будет определять по Перечню 2010 г. Только необходимо иметь в виду, что срок хранения – это результат аналитической работы по оценке значимости документов для деятельности организации, а не только поиск самой подходящей статьи по Перечню документов со сроками хранения. Поэтому:

  • организация должна сначала обратить внимание на ст. 215 Перечня 2010 г., которая предписывает срок хранения 5 лет ЭПК после истечения срока действия договора;
  • а потом подумать, для чего еще могут понадобиться эти документы. ИС организации должна быть поставлена на баланс, она будет относиться к нематериальным активам, по ней будет исчисляться амортизация. Срок эксплуатации может оказаться больше или меньше срока амортизации. После года, когда закончится и эксплуатация, и амортизация, договоры придется хранить еще как минимум 4 года (подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ) или 5 лет (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») с года последнего их использования в качестве основания для учетной операции / исчисления налогов. До настоящего времени ИС эксплуатировались в среднем 10 лет (но данный показатель имеет тенденцию к сокращению), за конкретной цифрой вам надо обращаться в свою ИТ-службу. А срок амортизации подскажет бухгалтерия.

Плановый период эксплуатации может отличаться от фактического и со стороны бухгалтерии потребность в этих документах может удлиниться. Поэтому, назначая срок хранения, надо ставить рядом отметку ЭПК.

Кстати, в Перечне 2010 г. ст. 215 устанавливает срок хранения не просто 5 лет после истечения срока действия договора, но и отметку «ЭПК», что означает необходимость оценки реальной значимости подобных договоров для деятельности организации по истечении 5 лет и возможность увеличения сроков их хранения даже до постоянного.

Перечень НТД устанавливает разные сроки хранения документов в организациях, которые играют разные роли в научной, научно-технической и производственной деятельности, но эти виды деятельности являются для них основными. Раздел 13 «Автоматизированные системы» Перечня НТД и его ст. 1796 предназначены в основном для организаций, осуществляющих работы по проектированию и созданию автоматизированных систем в качестве основного вида деятельности. Но Указания по применению данного перечня (п. 1.4) предусматривают, что в этом процессе могут быть участниками:

  • организации, утверждающие или согласовывающие документы (как правило, это государственные регулирующие органы, например, Минкомсвязь России, ФСО России, Роскомнадзор, ФСТЭК России и т.п.);
  • авторы (разработчики) документов (ИТ-компания – разработчик программных кодов, системного программного обеспечения);
  • организации – заказчики документации (прежде всего это ИТ-компании, осуществляющие разработку прикладного программного обеспечения и «упаковку» информационной системы как продукта);
  • эксплуатационные организации, не являющиеся заказчиками документации (ИТ-компания, осуществляющая только поддержку информационной системы).

Хотя к группе заказчиков можно относить и все другие организации, которые «покупают» ИС как продукт, и на основании договора ИТ-компания осуществляет его функциональную настройку в соответствии с техническим заданием, т.е. кастомизацию.

В процессе экспертизы ценности необходимо учитывать технологические критерии, в т.ч.:

  • перспективы долговременного или постоянного хранения электронных документов, создаваемых в ИС;
  • возможности их конвертации в форматы архивного хранения или миграции в собственно архивную информационную систему.

Для управления этими процессами потребуется и договор, документы по его исполнению, характеризующие все функциональные требования и все возможности ИС.

А с точки зрения критериев содержания необходимо с привлечением специалистов ИТ-отдела при экспертизе таких договоров выявлять, насколько уникальной является разработанная система, увеличивает ли капитализацию бизнеса владение ею, в течение какого времени она будет сохранять свою ценность. Ведь не секрет, что по договорам разработки ИС обычно осуществляются лишь «легкие» настройки уже имеющегося у ИТ-компании типового решения, к тому же ИС быстро устаревают, как и другие современные технологии.

Поэтому рекомендуем качественно проводить экспертизу ценности документов. В ИТ-компаниях и на предприятиях, где автоматизируются основные производственные циклы, можно применять ст. 1796 из Перечня НТД по отношению ко всем договорам, на основании которых информационные системы как продукт / товар приносят прибыль по основной их деятельности. А для организаций, которые внедряют информационные технологии в управленческие процессы, возможно применять ст. 215 Перечня 2010 г.

Каждая организация на заседании экспертной комиссии должна обсудить применение того или иного нормативного перечня и обосновать конкретный срок хранения. Результат будет зависеть от значимости ИС и документов к ней, которые формируются как досье по проекту разработки и внедрения ИС или досье по договору на разработку и внедрение системы.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

На какие печати распространяется ГОСТ Р 51511-2001?

ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 № 573-ст) (ред. от 04.03.2004) устанавливает требования к печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Подскажите, пожалуйста, распространяется данный ГОСТ на печати с гербом субъекта Российской Федерации, а также на органы местного самоуправления? Очень хотелось бы подробный разбор вышеуказанного ГОСТа, что за чем идет, с примерами на самой печати. И должен ли в обязательном порядке быть сертификат у организации, которая изготавливает печати с изображением герба субъекта РФ, органа местного самоуправления?

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Как назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях

Вопрос об ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. Каким образом (устно, документально) руководители структурных подразделений могут назначить ответственных за делопроизводство в своих структурных подразделениях?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?