Вопрос
Как оформить несогласие с решением, принятым на заседании (особое мнение к протоколу)?
Отвечает

В аспекте оформления документов ответ на этот вопрос дают Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Фрагмент документа

Пункт 5.7 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст)

5.7. …Если один из участников заседания не согласен с решением, он может представить особое мнение по принятому решению. Оно излагается на отдельном листе и присоединяется к протоколу. В этом случае в протоколе после записи соответствующего решения делается запись: «Особое мнение Петрова А.П. прилагается»…

Например, при оформлении соответствующего пункта решения в протоколе, как правило после зафиксированных итогов голосования, необходимо указать:

Пример 1. Наличие особого мнения в виде приложения фиксируется в тексте протокола

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0. Особое мнение заместителя председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрова А.П. прилагается.

Заметьте, что решения коллегиальных органов сначала разрабатываются и предварительно согласовываются, а на заседании всесторонне обсуждаются за счет вопросов, ответов и выступлений присутствующих на заседании. Решение уточняется и конкретизируется с учетом хода обсуждения, при наличии существенных разногласий и противоречий оно может быть сформулировано на заседании практически заново. И решение в новой формулировке выносит на голосование председатель (руководитель) органа коллегиального управления или председательствующий на заседании. Решения обычно принимаются большинством голосов. В формулировке, за которую проголосовало большинство членов коллегиального органа, оно и будет исполняться. Но особое мнение голосовавшего против или воздержавшегося (одного или нескольких членов коллегиального органа) должно быть заявлено и сформулировано непосредственно на заседании, причем оно может быть сразу включено в текст протокола в краткой форме – как показано в Примере 2.

Если у члена коллегиального органа по конкретному решению на заседании выявились возражения, он их обосновывает и в рамках своих полномочий настаивает, что его особая позиция должна быть зафиксирована, то в проекте (черновике) протокола, который ведется секретарем непосредственно на заседании, делается иная запись – о дате его представления в письменном виде (Пример 3). Как правило, оно представляется на следующий день после заседания, поскольку протокол как официальный документ оформляется в течение 1-3 дней с даты заседания.

В этом случае особое мнение члена коллегиального органа подписывается автором и оформляется как составная часть протокола, но не в свободной форме, а с учетом требований к оформлению документов, которые закреплены Инструкцией по делопроизводству организации (с наименованиями коллегиального органа-автора, вида документа, заголовком, подписью, датой). И если оно оформляется на отдельном листе, то продольное расположение реквизитов считается предпочтительным – см. Пример 4.

Секретарь заседания, получив составленное и подписанное особое мнение, оформляет соответствующую отметку в оригинале протокола (как предусматривает п. 5.7 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016), но обязательно с указанием статуса члена коллегиального органа и его должности, например: «Особое мнение члена правления, директора финансового департамента Голицина В.А. прилагается» (еще см. Пример 1).

Пример 2. Особое мнение излагается прямо в тексте протокола

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0.

Особое мнение заместителя председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрова А.П.: «В IV квартале, когда необходимо сосредоточиться на выполнении производственного и финансового планов, считаю неправильным изменять схему организационной структуры. В крайнем случае, схему и новое штатное расписание необходимо вводить с I квартала 2020 г.».

Пример 3. В проекте (черновике) протокола упоминается наличие особого мнения и дата его представления в письменном виде

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0.

Заместителю председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрову А.П. представить особое мнение к 24.09.2019.

Пример 4. Особое мнение к протоколу на отдельном листе

В управленческом аспекте, конечно, ситуаций «несогласия» практически быть не должно, если в организации разработан регламент работы соответствующих коллегиальных органов, в которых, как правило, основное внимание уделяется вопросам подготовки и согласования проектов решений. На этапах разработки и согласования проектов, как правило, «снимаются» все возражения, а особые мнения и позиции сначала формулируются в служебных записках или электронных сообщениях, обсуждаются на личных встречах, а потом находят отражение в окончательной и согласованной формулировке проекта решения. Тщательная разработка проекта решения, его обоснование и согласование на всех предварительных этапах подготовки к заседанию обеспечивает точность, конкретность и исполняемость решений, которые принимают члены коллегиального органа.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Ева Е.
06.02.2023, 12:03

Добрый день!
Подскажите,пожалуйста, есть правила регистрации протокола ? Он должен регистрироваться день в день или можно его регистрировать позже в СЭД .

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

На какие печати распространяется ГОСТ Р 51511-2001?

ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 № 573-ст) (ред. от 04.03.2004) устанавливает требования к печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Подскажите, пожалуйста, распространяется данный ГОСТ на печати с гербом субъекта Российской Федерации, а также на органы местного самоуправления? Очень хотелось бы подробный разбор вышеуказанного ГОСТа, что за чем идет, с примерами на самой печати. И должен ли в обязательном порядке быть сертификат у организации, которая изготавливает печати с изображением герба субъекта РФ, органа местного самоуправления?

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Как назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях

Вопрос об ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. Каким образом (устно, документально) руководители структурных подразделений могут назначить ответственных за делопроизводство в своих структурных подразделениях?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?