Top.Mail.Ru
Вопрос
Номенклатура дел на 2019 год утверждена, но до его окончания произошли изменения в структуре учреждения (добавились подразделения) и появились участки работ, требующие заведения новых дел. Количество новых дел сильно превысило количество имеющихся резервных индексов. И тут возникает масса вопросов: — Как правильно действовать, если за несколько месяцев до окончания года принято решение утвердить новую номенклатуру дел учреждения? — Значит ли это, что номенклатура, утвержденная ранее, должна быть признана утратившей силу? Если нет, то значит ли это, что на 1 год в учреждении действует 2 номенклатуры? К какой номенклатуре дел заполнять итоговую запись? — Что нужно предусмотреть в приказе об утверждении новой номенклатуры дел?
Отвечает

По общему правилу, номенклатура дел утверждается ежегодно (существенно пересматривается 1 раз в 5 лет), и в четвертом квартале службе делопроизводства уже пора подумать о подготовке к утверждению номенклатуры дел на следующий год.

Но при коренном изменении структуры и функций организации утвержденная на очередной календарный год номенклатура дел подлежит переработке, пересоставлению и утверждению заново еще до окончания года (см. отметку «1» в Примере 1). Ранее действующая номенклатура дел не может утрачивать силу, но и не может продолжать быть действующей.

Уже сформированные дела подлежат включению в новую, переработанную номенклатуру дел, т.к. нет необходимости переформировывать дела по сохранившимся вопросам и участкам деятельности и по сохранившимся структурным подразделениям. Даже если деятельность и структура организации существенно изменились, ранее сформированные дела в году, когда произошла реорганизация, остаются в зоне ответственности преобразованных подразделений. А в конце следующего года они должны быть переданы на архивное хранение или выделены к уничтожению в соответствии с установленными правилами (год создания + следующий год для экспертизы ценности и обработки).

В крайнем случае по решению руководства организации может быть принято решение о передаче дел реорганизованных подразделений в архив (часто в необработанном состоянии) и о выделении к уничтожению документов (прежде всего копий, дублетных экземпляров и т.п.) текущего года, когда произошла коренная реорганизация деятельности. В этом случае архив и служба делопроизводства вместе с ответственными за ведение делопроизводства в структурных подразделениях и на основании предыдущей номенклатуры дел будут вынуждены проводить экспертизу ценности документов уже в архиве.

Поэтому во всех процессах реорганизации и изменения структуры и функций организации обычно принимает участие руководитель службы делопроизводства, как минимум, в статусе члена соответствующей комиссии. Он обычно инициирует приказ первого руководителя о разработке новой номенклатуры дел и методически руководит этим процессом.

Новую, переработанную «в середине года» номенклатуру дел организации необходимо утверждать и вводить в действие (фактически с даты приказа о реорганизации) приказом первого руководителя.

Итоговая запись ко «второй» утвержденной номенклатуре дел на 2019 год оформляется в январе 2020 года. Чтобы получить сведения о категориях и количестве заведенных дел в структурных подразделениях, необходимо заранее предусмотреть соответствующее поручение в приказе об утверждении «второй» номенклатуры дел (см. отметку «2» в Примере 1). Кстати, дабы не испугать руководителей структурных подразделений термином «итоговая запись», в приказе ее обычно называют отчетом, но используют в качестве приложения к приказу ту форму, которая утверждена как приложение 25 в составе Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526).

Пример 1. Приказ об утверждении пересоставленной в середине года номенклатуры дел

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как закрывать 2 номенклатуры дел из-за внедрения СЭД

В 2021 году в середине года был переход из одной системы документооборота в другую. Раньше дела были только бумажные и номенклатуры дел в СЭД не было. Но в новой системе существует электронная номенклатура дел, соответственно все документы, которые оформлялись в компании с определенной даты (с 20.07.2021) – были внесены в новые созданные электронные дела и по ним существует своя электронная номенклатура дел. Каким образом необходимо проводить закрытие номенклатуры дел за 2021 год? Отдельно за период с 01.01.2021 по 20.07.2021 в бумажном виде, а потом за период с 20.07.2022 по 31.12.2022 в электронном виде?

Когда надо успеть закрыть номенклатуру дел?

До какой даты надо успеть составить итоговую запись к номенклатуре дел за прошедший год? Чем грозит ее отсутствие? Как действовать, если в пандемию некому и некогда в обособленных подразделениях этим заниматься? Если они затягивают предоставление данных о количестве заведенных за год дел, то итоговую запись можно составить сначала по имеющимся данным (например, по головному офису), а потом по опоздавшим подразделениям (пример этого показываем). Как службе делопроизводства заполучить рычаги воздействия на уклоняющиеся подразделения? Поводом для этой статьи стал вопрос подписчика.

Подсчитываем электронные дела в номенклатуре дел

В номенклатуре дел есть не только дело с бумажными оригиналами приказов по основной деятельности, но и дела с электронными проектами этих документов, а также электронными копиями уже подписанных приказов (сканы в pdf-формате). Какое количество томов (частей) электронных проектов бумажных документов должно быть отражено в конце года в графе 3 номенклатуры дел? Одно электронное дело? Или же графу 3 в этом месте можно оставить пустой? Аналогичный вопрос про электронные копии.

Гибридные дела у госорганов

В новых Правилах делопроизводства для госорганов говорится о формировании гибридных дел, когда создаются и бумажные, и электронные документы. В номенклатуру дел должны включаться соответствующих 2 тома, но заголовок у них должен быть один, и индекс тоже один. Но раньше в номенклатуре дел на грядущий год указывались только дела (без разбивки на тома). Тома одного дела появлялись уже в описях дел по итогам года, ведь в них дела/тома учитываются по порядковым номерам, поэтому один и тот же индекс никого не вводит в заблуждение. Как теперь правильно делать?

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Анализ нового Перечня документов со сроками хранения и сравнение с Перечнем 2010 г.

Состав статей в новом Перечне существенно сократился. Объясняем, как действовать, если в Перечне 2010 г. была статья, по которой вы определяли срок хранения дела в своей номенклатуре дел, а в новом Перечне аналогичной статьи не оказалось. Отмечаем, что еще изменилось в новом Перечне 2019 г. по сравнению с предыдущим Перечнем 2010 г. Анализируем изменения состава категорий документов и сроков хранения. Рассказываем вам о наиболее значимых документах, которые актуальны для любой организации: по кадровому обеспечению (в т.ч. в связи с вводом «электронной трудовой книжки»), по документационному обеспечению управления и по договорной работе. В ряде случаев даем рекомендации по формулированию статей в номенклатуре дел.

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы