Top.Mail.Ru
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, как должен располагаться реквизит «адресат», если на бланке присутствует эмблема организации? Текст должен начинаться на уровне эмблемы или на уровне названия организации?
Отвечает

Ваша мысль об экономном и рациональном расположении реквизитов при оформлении писем понятна. Конечно, наилучшим образом будет восприниматься адресатом краткий и емкий текст, который уместился на одном листе документа.

При угловом расположении реквизитов в бланке письма формально правильным является 1-й вариант, когда 1-я строка реквизита «адресат» оформляется на уровне первой строки наименования автора.

Автором письма может быть:

  • организация (оформляется реквизит «наименование организации – автора документа», как в показанном выше примере);
  • структурное подразделение, если его руководитель, например директор филиала, имеет право вести переписку (оформляется реквизит «наименование структурного подразделения – автора документа») или
  • должностное лицо, один из руководителей организации (оформляется реквизит «наименование должности лица – автора документа»).

Если в деятельности организации переписка составляет большой объем в документообороте, то для его оптимизации разрабатываются виды бланков с соответствующим обозначением автора документа на основе делегирования прав на ведение переписки:

  • бланк письма организации;
  • бланк письма структурного подразделения;
  • бланк письма должностного лица.

Так подробно мы анализируем виды бланков потому, что однозначный ответ на ваш вопрос следует из Схемы расположения реквизитов документов, которые закреплены в Приложении Б (справочном) к ГОСТ Р 7.0.97 – 2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (см. Схему 1 далее). Схема представляет собой конструкционную сетку, нанесенную на лист бумаги формата А4, закрепляющую место расположения каждого реквизита, который может входить в типовой формуляр того или иного вида документа, принадлежащего к системе организационно-распорядительной документации.

Схема 1. Из ГОСТ Р 7.0.97-2016 рисунок Б.1 «Расположение реквизитов и границы зон на формате А4 углового бланка»

На Схеме 1 мы видим, что реквизиты 05 «наименование организации – автора документа» и 15 «адресат» располагаются в разных зонах, но имеют одну и ту же верхнюю границу, которая проходит ниже верхнего обреза листа на 20 мм (3 + 17).

И, наконец, обратите внимание, в какой зоне должна располагаться эмблема организации – реквизит 02. На Схеме 1 видно, что с отступом 3 мм от верхнего края листа бумаги начинается верхнее поле документа (или бланка документа) высотой всего 17 мм, на котором и должна быть оформлена эмблема организации. И если она по размеру достаточно крупная, то разрешается для ее размещения использовать зоны, находящиеся ниже. Зоны для размещения реквизитов на Схеме 1 специально ограничены пунктирными линиями, что означает возможность их сдвига вверх-вниз и направо-налево.

Есть еще один вопрос, связанный с проектированием бланка вашей организации. Рекомендуем обратить внимание на раздел 6 «Бланки документов» Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97 – 2016, где содержится прямая рекомендация по проектированию двуязычных бланков:

Фрагмент документа

Пункт 6.12 Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (Росархив / ВНИИДАД. М., 2018; опубликованы на сайте Росархива)

6.12. В органах власти и организациях республик Российской Федерации, использующих наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык (государственные языки) республик, используются бланки документов на русском языке и государственном языке (государственных языках) республик:

  • угловые (реквизиты бланка располагаются на одном уровне: на русском языке – слева, на языке (языках) республики – справа);
  • продольные (реквизиты бланка на русском языке располагаются сверху, языке (языках) республики – ниже)...

А эмблема организации при угловом расположении реквизитов может оформляться на бланке в середине листа бумаги – между реквизитами на русском языке и языке республики, а не на верхнем поле (соответствующий пример оформления приводится в п. 6.12 Методических рекомендаций).

Итак, двуязычный бланк письма вашей уважаемой организации может быть спроектирован со следующим рациональным расположением реквизитов:

Пример 1. Двуязычный бланк письма организации с продольным расположением реквизитов с эмблемой и зоной для указания адресата

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Ибрагим Б.
03.03.2023, 18:32

Здравствуйте! Не могли бы вы разъяснить, почему расстояние от верхнего поля реквизита 01 до верхнего края листа 3 мм? Ведь в ГОСТе говорится, что верхнее поле бланка должно быть не менее 20 мм, а эмблема должна располагаться на расстоянии 10 мм от верхнего края листа. Отсюда становится непонятно, если эмблему поместить в поле реквизита 01, высота которого, как показано в данной схеме составляет 17 мм, то расстояние до верхнего края будет 3 мм, что в свою очередь противоречит требованию ГОСТа, о котором я указал в начале комментария.

Администратор
06.06.2023, 17:00 Ибрагим Б.

Здравствуйте!
По данному вопросу подготовлен и опубликован ответ. Подробнее см. здесь.

Рекомендовано для вас

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Виды бланков писем могут различаться по автору и адресату

Работаю в Департаменте. Нам сказали, что письма нужно рассылать на разных официальных бланках: один для министерств и другой – для организаций рангом ниже нас. Где можно узнать юридическую силу таких требований?

Бланки документов: правила разработки и применения

Какие бывают бланки документов по назначению: общий, письма, конкретного вида документа – они отличаются по составу реквизитов. Какие поля надо заложить и в каких зонах разместить каждый реквизит. Чем отличается оформление продольных и угловых бланков с центрованным и флаговым размещением реквизитов. Все перечисленные варианты мы систематизировали и проиллюстрировали примерами. Привели требования ГОСТ Р 7.0.97-2016 и пояснили, как поступать в тех вопросах, о которых он умалчивает.

Какое из нескольких КПП указывать на бланке письма?

У организации имеется несколько КПП (по месту нахождения юридического лица, в качестве крупнейшего налогоплательщика и т.д.). Какой КПП следует указывать на бланке письма организации?

Бланки документов: правила разработки и применения

Какие бывают бланки документов по назначению: общий, письма, конкретного вида документа – они отличаются по составу реквизитов. Какие поля надо заложить и в каких зонах разместить каждый реквизит. Чем отличается оформление продольных и угловых бланков с центрованным и флаговым размещением реквизитов. Все перечисленные варианты мы систематизировали и проиллюстрировали примерами. Привели требования ГОСТ Р 7.0.97-2016 и пояснили, как поступать в тех вопросах, о которых он умалчивает.

Создаем «умные» бланки документов в MS Word (часть 2)

Иллюстрированная пошаговая инструкция создания шаблона документа в Word для служебного документа (на примере письма): как лучше внести неизменные реквизиты и те, что оформляются исполнителями; как защитить от удаления исполнителями обязательные реквизиты документа; как заложить подсказки и примеры оформления реквизитов в сам бланк; включить закладки для определения координат отметки об электронной подписи и штампа с датой и регистрационным номером документа, присваиваемые в СЭД; разместить отметку об исполнителе внизу последнего листа документа, на сколько бы страниц он ни получился; задать правильную нумерацию страниц (начиная со 2-й).

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Какое из нескольких КПП указывать на бланке письма?

У организации имеется несколько КПП (по месту нахождения юридического лица, в качестве крупнейшего налогоплательщика и т.д.). Какой КПП следует указывать на бланке письма организации?