Top.Mail.Ru
Вопрос
Возник вопрос о заголовке дела с электронными документами. Секретариат централизованно обрабатывает и регистрирует всю-всю исходящую и входящую переписку организации. Понимаем, что это не совсем правильно, что входящее письмо и ответ на него должны остаться в деле у исполнителя с тематическим заголовком по номенклатуре дел – такие электронные дела действительно формируются в структурных подразделениях. Однако ведь секретариат регистрирует каждое исходящее письмо и переводит его в электронный вид после присвоения регистрационного номера.
Отвечает

Если такая технология закреплена в вашей Инструкции по делопроизводству, Положением о системе электронного документооборота (СЭД) и поддерживается системой, то никаких нарушений нет, все правильно.

Полагаем, что в СЭД выделены базы данных (представления) с названиями «Регистрация / входящие» и «Регистрация / исходящие» или база данных «Регистрация: входящие, исходящие». В типовых решениях СЭД, которые присутствуют на рынке, такие решения встречаются до сих пор – именно данные решения не учитывают требования нормативных правовых актов в сфере делопроизводства и являются неправильными. В современной нормативной базе уже давно зафиксировано, что классификатор основных направлений деятельности и номенклатура дел являются одними из базовых классификаторов СЭД1, а электронные документы формируются в электронные дела в соответствии с номенклатурой дел. Кроме того, при формировании дел с перепиской документ-ответ помещается за документом-запросом, что исключает заголовки дел «Входящая переписка» и «Исходящая переписка».

То есть в момент регистрации документов при заполнении соответствующих полей ЭРК2 в СЭД должна происходить соответствующая систематизация электронных документов и электронных копий бумажных документов, обеспечивающая формирование соответствующего электронного дела (поступивший и отправленный – за счет механизмов связки по теме, вопросу). А исполнители в структурных подразделениях должны получать доступ в СЭД к ЭРК документа и к самому электронному документу или электронной копии бумажного документа.

Если действующая функциональность СЭД обеспечивает формирование электронных дел в структурных подразделениях в соответствии с номенклатурой дел, то рекомендуем в номенклатуру дел секретариата просто включить 2 заголовка, отражающие действующую технологию:

Пример 1. База данных как своеобразный фонд пользования в секретариате (в ситуации, когда оригиналы документов «копятся» в профильных структурных подразделениях)

В этих базах данных будут содержаться ЭРК, в которые вы помещаете электронные документы и электронных копии всех-всех полученных / отправленных документов в соответствии с документопотоками.

Условно-типовой срок хранения переписки – 5 лет, но базы данных все равно должны быть проанализированы с позиции экспертизы ценности документов. В зависимости от основных направлений и вопросов деятельности организации ЭРК с электронными копиями писем могут быть выделены (скопированы на внешний носитель или переданы в архивную систему) для формирования фонда пользования в архиве. Обычно в электронный фонд пользования по отдельной описи передаются переписка с вышестоящими организациями по основным вопросам деятельности, переписка по исполнению договоров по крупным сделкам, приобретению основных средств и т.п. (электронные копии и ЭРК).

Базы данных секретариата (см. Пример 1) благодаря отметке «ЭК» должны проходить экспертизу ценности в обычном порядке, т.е. в I квартале каждого календарного года, когда в плановом порядке осуществляется подготовка документов к передаче в архив или выделение к уничтожению, документов, не подлежащих архивному хранению.

Заметьте: аббревиатура ЭК – это экспертная комиссия организации, а ЭПК – это экспертно-проверочная комиссия государственного или муниципального архива.

А дела с подлинниками переписки при этом остаются у профильных структурных подразделений, у каждого из этих дел будет конкретный срок хранения (чаще всего 5 лет).

Сноски 2

  1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71; п. 3.41, 4.10, 6.25). Вернуться назад
  2. Электронная регистрационная карта. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранном

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Что рассылать по подразделениям после утверждения номенклатуры дел?

После утверждения номенклатуры дел что, когда и как рассылается по подразделениям? Может ли номенклатура структурного подразделения, которую оно подавало в службу ДОУ своей организации, отличаться от соответствующего раздела утвержденной сводной номенклатуры дел? А если не отличается, то зачем после утверждения сводной номенклатуры делать такую рассылку по подразделениям (у них ведь и так все уже есть)?

Как направить документы своему работнику по почте

Какие документы работодатель обязан отправить почтой, а какие так направлять просто целесообразно. В каком случае предварительно нужно получить на это письменную просьбу работника. На какой адрес отправлять. Какой способ отправки подтвердит факт выполнения работодателем возложенной на него обязанности. Где и сколько потом хранить документы о почтовой отправке. Показываем примеры оформления кадровых документов и форм Почты России: уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее пересылку, заявления работника с просьбой направлять ему документы на определенный адрес, сопроводительного письма при отправке документов, описи вложений в ценное отправление, уведомления о вручении.

Обязательно ли составлять номенклатуры дел структурных подразделений?

Обязательно ли составлять номенклатуры дел структурных подразделений (СП) и объединять их в сводную номенклатуру по организации? Можно ли отправить в СП акционерного общества произвольные опросные формы, а по сведениям из них составить номенклатуру дел, которая согласовывается руководителями СП и утверждается руководителем организации?

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Направляем письмо одного содержания нескольким адресатам

Как оформить адресатов в письме, когда их менее 4 и когда более, когда они перечислены в списке рассылки конкретного письма и когда в утвержденном списке постоянных корреспондентов организации. Бывает, что первому адресату направляют подлинник письма, остальным копии. А бывает, что все получают оригиналы. Порой надо проинформировать каждого адресата о полном списке получателей документа. А порой такой цели нет. Показываем для всех этих случаев особенности оформления адресата, как зарегистрировать исходящую корреспонденцию и что кому отправить (основываясь на ГОСТ Р 7.0.97-2016 и лучшей практике).

Оформляем почтовые отправления

Показываем примеры оформления конвертов писем (и бандеролей): место расположения данных о получателе и отправителе, в каком порядке указывать элементы адреса, какие сокращения можно использовать. Объясняем, зачем писать почтовый индекс специальным угловатым шрифтом и как он называется (пригодится, если захотите установить на свой компьютер). Как и где указывать должностное лицо или подразделение организации, если послание адресуется именно ему. Как найти или проверить почтовый индекс в адресе. Что означает пометка «ГСП». Как отследить доставку регистрируемого отправления на сайте «Почты России». Какие виды почтовых отправлений существуют. Какое количество документов формата А4 можно отправить по тарифам письма, а что уже потянет на бандероль. Показываем примеры оформления описи вложения (по форме 107) и списка (по форме 103), который потребуется организации при единовременной отправке более 5 регистрируемых отправлений.