Вопрос
В № 10 за 2024 год журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии» на стр. 94 показан способ прошивки дела при подготовке его на постоянное хранение в архив. Но мы делаем иначе, потому что: – когда мы прошиваем верхнюю корочку, впоследствии она быстро изнашивается, а если плотный картон, то затрудняется пролистывание и копирование документов; – отступ 2 см от левого края тоже усложняет копирование – придется часто расшивать дело. В своей практической деятельности мы не прошиваем верхнюю корочку, а пришиваем листы дела к нижней корочке. Отступ от левого края делаем 1,5 см.
Отвечает

Предложенный Вами вариант тоже допустим. Сначала напомним, о каком варианте прошивки дела шла речь:

Рисунок 1. Расстояние от границ дела до проколов и между проколами

В статье был показан самый распространенный вариант. Давайте разберем, как можно преодолеть те минусы, с которыми вы столкнулись в работе.

Когда мы прошиваем дело насквозь, включая верхнюю и нижнюю картонные «корочки», это лучше защищает документы внутри. Чтобы дело легче открывалось и верхняя обложка меньше изнашивалась в местах рядом с проколами на верхнюю обложку наносится биговка – прямая бороздка по всей высоте, отступив от края на ширину примерно вклеенного корешка (может наноситься как при подшивке дела, так и при его первом использовании – как вам удобно). Биговка снимает нагрузку на картон, куда врезается нить при раскрытии дела. Нанести биговку можно самостоятельно обычными ножницами по линеечке. Однако не переусердствуйте с нажимом, чтобы не прорезать картон.

Дополнительно защитить место прошивки вы можете, обклеив корешок: можно использовать ледерин, коленкор, бумвинил… а можно и попроще – взять малярный скотч (не спутайте с обыкновенным скотчем!).

При закупке картонных папок необходимо обращать внимание на их устойчивость к сгибанию. Если вы берете для подшивки дел так называемые переплетные крышки, то, конечно, в них вы не сможете его раскрывать нормально – они предназначены для переплета, а не для подшивки. Если же хотите подшивать дела именно в такие папки, то лучше выбирать папки с гребешками, и тогда вам не придется прошивать толстую обложку.

Копирование архивных документов должно производиться только бесконтактным способом! В идеале использовать планетарный сканер, фотоаппарат. Всякие ксероксы, зажимающие дела, особенно в «раскоряченном» виде, вообще недопустимы. Для дел / документов, которые подлежат частому копированию, вообще лучше сделать фонд пользования, провести оцифровку. Тогда не придется каждый раз «ломать» дело, зажимая его в копировальное устройство.

На каком расстоянии от корешка делать проколы и прошивку? Отступ в 2 см – это максимально допустимый, но не единственно возможный вариант. Поэтому мы всегда подчеркиваем, что отступ должен быть не более 2 см и что нужно руководствоваться здравым смыслом, глядя на прошиваемые документы. Недаром в п. 6.1 ГОСТ Р 7.0.97-2016 сказано: «Каждый лист документа, оформленный на бланке или без него, должен иметь поля не менее: 20 мм – левое... Документы длительных (свыше 10 лет) сроков хранения должны иметь левое поле не менее 30 мм». То есть прошиваемые документы должны иметь поле 3 см, «вкладываемое» в корешок дела, но на практике бывает и меньше. Тогда стараются сделать прошивку дела на расстоянии 1,5 см от корешка (как вы и делаете), если это не спасает, то используются уже более трудоемкие работы.

Расшивка дела – это крайняя мера. Она проводится, как правило, только для оцифровки либо при необходимости обеспечения сохранности документов. Если вам приходится часто расшивать дело, значит, вы плохо его сформировали. В государственных, муниципальных архивах расшивка дела – это целый ритуал, который «с кондачка» не делается. В организациях, наверное, к этому проще относятся, но «часто расшивать» дело только по той причине, что нужно откопировать какой-то документ, не стоит. У работника государственного или муниципального архива от такого подхода «сердечный приступ случится».

Стоит ли пришивать листы дела только к нижней корочке (не прошивая верхнюю корочку)? Этот способ может иметь место. Никаким документом не регламентирован один-единственный способ прошивки. Организация выбирает наиболее приемлемый для себя. Но если при подшивке документов дела верхняя корочка не прошивается, то вам нужно дополнительно защитить документы:

  • вложить картонные полоски после последнего листа и перед первым листом во избежание механической порчи документов нитью, входящей в проколы, она ведь непосредственно на лист ложится либо
  • вставлять между обложками с-образный корешок.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Передача документов в архив из подразделений

После проведения экспертизы ценности документов архивист должен принять в архив дела постоянного, временных (свыше 10 лет) сроков хранения, а также по личному составу. Подскажем, как лучше организовать и провести этот процесс. Когда это надо делать. Как составить график приема-передачи дел разными подразделениями в архив организации, как его утвердить (показываем возможные варианты). Образец описи дел структурного подразделения на передачу их в архив сопровождаем подробными комментариями по ее составлению. Как на основе итоговой записи номенклатуры дел рассчитать количество ожидаемых к поступлению в архив дел, как рассчитать необходимое место на стеллажах (к математическому примеру добавляем важную оговорку, т.к. чистая математика здесь не спасет). Как выбрать стеллажи. Документы со сроком хранения до 10 лет включительно не включаются в архивный фонд, но в исключительных случаях могут быть переданы в архив на депозитарное хранение – показываем пример акта для этого.

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 2)

Мы разобрались в сложном вопросе, потому что в действующих архивных Правилах 2023 года не дана четкая технология действий. Поэтому на практике поступают по-разному. Мы описали все эти варианты и пояснили, от чего зависит выбор каждого их них, какие + и – надо учитывать. Если обнаружены документы, которые составляют отдельные дела или тома дел за тот период, за который документы уже сданы в архив, то можно действовать по-разному: внести изменения рукописно в первоначальный вариант описи дел, оформить отдельный документ – дополнение к описи дел или дополнительную опись, можно даже полностью переработать опись. Объясняем, в каком порядке действовать; как составить акт об обнаружении неучтенных документов или дел; как нумеровать новые единицы хранения; оформлять лист-заверитель этих дел; как корректировать итоговую запись к годовому разделу описи дел; надо ли подписывать, согласовывать и утверждать эти изменения.

Разбор хранилища документов, или Путь от склада макулатуры к работающему архиву

Многие организации хранят свои документы в одном помещении, куда год за годом стихийно переносят коробки и папки, а то и просто пачки файлов, которые уже не помещаются в кабинетах. Порядка в таких помещениях нет. Рано или поздно кому-то предстоит разобрать эти завалы и начать движение к системе архивного хранения документов компании. Автор статьи неоднократно справлялась с этой задачей на практике и делится своей оптимальной методикой: порядок действий, ценные тонкости, таблица для систематизации.

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 1)

В этом номере журнала рассказываем, как действовать, если дело уже сформировано, прошито, включено в уже утвержденную опись дел и передано в архив, а после этого в подразделении обнаружились документы, которые должны были быть подшиты в это дело. Объясняем, как вшить или вклеить новые листы в ранее обработанное дело, перенумеровать все листы, оформить новый лист-заверитель, что исправить на обложке дела, как отразить изменения в описи дел.

Личные дела и должностные инструкции работников в вопросах и ответах

Здесь собраны ответы на вопросы читателей о формировании личных дел работников, хранении и ознакомлении с должностными инструкциями: — в каком порядке коммерческой организации подшивать документы в личные дела? — где лучше хранить должностные инструкции и собирать подписи об ознакомлении с ними? — возможно ли принимать личные дела уволенных работников в архив в электронном виде?

Передача документов в архив из подразделений

После проведения экспертизы ценности документов архивист должен принять в архив дела постоянного, временных (свыше 10 лет) сроков хранения, а также по личному составу. Подскажем, как лучше организовать и провести этот процесс. Когда это надо делать. Как составить график приема-передачи дел разными подразделениями в архив организации, как его утвердить (показываем возможные варианты). Образец описи дел структурного подразделения на передачу их в архив сопровождаем подробными комментариями по ее составлению. Как на основе итоговой записи номенклатуры дел рассчитать количество ожидаемых к поступлению в архив дел, как рассчитать необходимое место на стеллажах (к математическому примеру добавляем важную оговорку, т.к. чистая математика здесь не спасет). Как выбрать стеллажи. Документы со сроком хранения до 10 лет включительно не включаются в архивный фонд, но в исключительных случаях могут быть переданы в архив на депозитарное хранение – показываем пример акта для этого.

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.