Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации:
- не свидетельствует о прекращении полномочий такого лица (в том числе на совершение сделок);
- не является основанием для прекращения выданных от имени этой организации доверенностей.
Внесение в ЕГРЮЛ такой записи не может рассматриваться как фактор, сам по себе свидетельствующий об отсутствии должной осмотрительности контрагента указанной организации.
Обоснуем. В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Согласно п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.).
Компетенция единоличного исполнительного органа ООО определяется в п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В частности, единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени ООО, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия. При этом полномочия единоличного исполнительного органа общества возникают с момента его избрания компетентным органом управления общества и прекращаются с момента принятия соответствующего решения (постановление АС Уральского округа от 04.07.2019 № Ф09-1413/19, определение ВАС РФ от 16.06.2008 № 6898/08, апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2017 № 33-16045/17).
Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержатся в ЕГРЮЛ, являющемся открытым и общедоступным федеральным информационным ресурсом (п. 1 ст. 4, подп. «л» п. 1 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129‑ФЗ).
В силу п. 5 ст. 11 Закона № 129‑ФЗ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Иными словами, на основании такого заявления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Соответственно, в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, она приобретает статус информации, которую третьи лица обязаны рассматривать как достоверную (постановление АС Поволжского округа от 26.06.2020 № Ф06-61283/20).
Вместе с тем, как было отмечено выше, полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица возникают и прекращаются с момента принятия соответствующего решения компетентным органом. Закон не связывает возникновение и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в ЕГРЮЛ таких сведений. Следовательно, само по себе наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не свидетельствует о прекращении полномочий такого лица (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 № 15АП-20959/17, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 19АП-9112/18, Курского областного суда от 04.03.2019 по делу № 4А-20/2019).
Основания прекращения действия выданной доверенности установлены п. 1 ст. 188 ГК РФ. Внесение ФНС России записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о единоличном исполнительном органе юрлица в качестве такого основания не поименовано (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 № 13АП-18964/18, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 № 17АП-5008/19).
Таким образом, само по себе наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не свидетельствует о прекращении полномочий такого лица (в том числе на совершение сделок) и выданных им доверенностей.
Сведения ЕГРЮЛ о руководителе имеют значение для третьих лиц только с момента их государственной регистрации путем внесения в ЕГРЮЛ. При этом осведомленность третьих лиц о тех или иных обстоятельствах, не отраженных в ЕГРЮЛ, не является определяющим фактором, поскольку в отношении ЕГРЮЛ действует презумпция достоверности сведений реестра (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 № 19АП-8758/18). Поэтому лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Соответственно, если сделка с какой-либо организацией была заключена до внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о ее руководителе, внесение такой записи не может свидетельствовать об отсутствии должной осмотрительности другой стороны той же сделки. Ведь она могла полагаться на достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, среди которых запись о недостоверности сведений о руководителе компании на тот момент отсутствовала.