Top.Mail.Ru

Одним из участников ООО выступает компания недружественной страницы. Необходимо ли получать разрешение специальной Правительственной комиссии на сделку, если эта компания поменяет страну регистрации на дружественную?

Вопрос
Российское ООО планирует совершить сделки. Одним из участников ООО является иностранная компания недружественной страны (владеет более 50% уставного капитала ООО). Необходимо ли разрешение Правительственной комиссии на совершение ООО сделок: с ценными бумагами, недвижимостью, долями в уставном капитале ООО, если такие сделки осуществляются вышеуказанным ООО с резидентом РФ после того, как контролирующая ООО иностранная компания недружественной страны в результате редомициляции станет к моменту совершения сделки иностранной компанией дружественной страны, фактически поменяв страну регистрации на дружественную (Казахстан, ОАЭ и др.)?
Отвечает

На наш взгляд, на совершение указанных сделок потребуется разрешение Правительственной комиссии.

Согласно Указу Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»1 сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).

К лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, относятся и те, кто находится под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности. Одним из признаков нахождения юридического лица под контролем является ситуация, когда контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица2.

Особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, распространяется на сделки (операции), совершаемые резидентами с лицами из недружественных государств и подконтрольных им лиц (за исключением специальных иностранных лиц), направленные как на приобретение резидентами, так и на отчуждение ими недвижимого имущества3.

Кроме того, с 08.09.2022 Указом Президента РФ от 08.09.2022 № 6184 установлен особый порядок совершения сделок (операций), предметом которых являются доли в уставном капитале российских ООО. В частности, введено требование о необходимости получения разрешения от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ на совершение сделок (операций) в отношений долей в уставном капитале российских ООО, если такие сделки заключаются в том числе между резидентами и лицами из недружественных государств (их подконтрольными лицами).

Лицами недружественных государств не признаются5:

  • находящиеся под контролем юридических или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к недружественным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022;
  • находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к недружественным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022.

Полагаем, указанные исключения с привязкой к определенной дате установлены в том числе с целью пресечения возможных злоупотреблений со стороны контролирующих российскую компанию лиц из недружественных государств.

В результате редомициляции изменяется личный закон юридического лица, в рассматриваемой ситуации на личный закон иностранного государства, не относящегося к недружественным. Вместе с тем в результате редомициляции контроль над российским лицом со стороны иностранного юридического лица, личным законом которого в результате редомициляции станет закон дружественного государства, возникнет уже после обозначенной даты (01.03.2022). Соответственно, определяющее условие для непризнания компании лицом из недружественного государства не будет соблюдено.

В связи с этим полагаем, что оснований для неприменения ограничительных мер на совершение указанных сделок лицом, находящимся под контролем юридического лица, изменившего в результате редомициляции личный закон на право дружественного государства после 01.03.2022, не имеется. Иными словами, на совершение указанных сделок потребуется разрешение Правительственной комиссии.

В заключение отметим, что указанный вывод является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения иных специалистов. Официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось.

Сноски 5

  1. Далее – Указ № 81. Вернуться назад
  2. См. п. 1.1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР (далее – Разъяснение Банка России № 2-ОР), ст. 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Вернуться назад
  3. Пункт 1.7 Разъяснения Банка России № 2-ОР. Вернуться назад
  4. Далее – Указ № 618. Вернуться назад
  5. Пункт 4 Указа Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (в целях применения Указов № 81, № 618). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Правомерно ли заключение дополнительного соглашения с целью увеличения стоимости товара?

Между иностранной материнской компанией и дочерней российской организацией заключен рамочный договор поставки на несколько лет. По ряду заявок товар поставлен материнской компанией и оплачен российской. Договор продолжает действовать. Правомерно ли заключение дополнительного соглашения с целью увеличения стоимости товара по этим заявкам?

Сделка с иностранным контрагентом: налоговые тонкости

Если в сделке принимает участие иностранное лицо, то всегда возникает огромное количество вопросов, связанных с налогообложением. Один из таких вопросов касается определения места реализации работ / услуг / прав в целях НДС. Причем он важен вне зависимости от того, кем именно выступает российская компания (исполнителем или заказчиком). Другой вопрос связан с необходимостью удерживать налоги в качестве налогового агента. И это еще далеко не все. Подробнее читайте в статье, в том числе о позициях Минфина и ФНС России по сложным ситуациям.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Можно ли продавать товары ушедших производителей, ввезенные через третьи страны, если они не включены в список Минпромторга РФ?

Западные компании ушли с российского рынка. Возникло понятие «параллельный импорт» в отношении продукции определенных брендов (по списку Минпромторга РФ), принадлежащих правообладателям из так называемых недружественных стран, в случае, если они легально куплены на территории третьих стран. Например, легальный «Адидас» куплен в Республике Казахстан или Китае и ввезен в РФ. В таком случае возможно пройти таможенную очистку, что при прочих равных запрещено, так как действует «страновой» принцип исчерпания права на товарный знак, и разрешение на введение товаров в гражданский оборот обычно должно быть предоставлено самим правообладателем. В приказе Минпромторга РФ от 19.04.2022 № 1532 не указаны производители «Пепсико», «Кока-кола» и иные, продукция которых разрешена для ввоза. Поставщик предлагает поставлять безалкогольные напитки («Фанта», «Пепси-кола», «Кока-кола») из Казахстана, но не желает брать на себя ответственность за нарушение интеллектуальных прав и незаконное использование товарного знака. Законно ли продавать товары указанных и иных ушедших производителей на территории РФ, ввезенные через третью страну? Какие санкции могут повлечь за собой эти действия? Какими НПА это регламентировано?

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Правомерно ли заключение дополнительного соглашения с целью увеличения стоимости товара?

Между иностранной материнской компанией и дочерней российской организацией заключен рамочный договор поставки на несколько лет. По ряду заявок товар поставлен материнской компанией и оплачен российской. Договор продолжает действовать. Правомерно ли заключение дополнительного соглашения с целью увеличения стоимости товара по этим заявкам?

Обзор антикризисных мер – ​2022

Россия находится под экстремальным санкционным давлением. Чтобы защитить экономику, руководство страны приняло ряд антикризисных мер. Часть мер на дату сдачи этой статьи в печать только анонсированы и будут реализованы в ближайшее время. Расскажем о наиболее интересных из них. Вам станет понятен и основной вектор предпринимаемых мер поддержки.

Как стать ИТ-компанией и на какие льготы можно рассчитывать

Хотите создать свою ИТ-компанию (в т. ч. ИТ-стартап) и по полной воспользоваться новыми льготами? Или выделить из своего бизнеса ИТ-направление? А может, просто переквалифицироваться в ИТ-организацию? Но боитесь множества нюансов, которыми пестрят современное законодательство и подзаконные акты? Или пока не решили, стоит ли игра свеч? Вам важно узнать (на будущее или для воплощения планов прямо сейчас) особенности аккредитации ИТ-компаний (кстати, с 01.10.2022 действует новый порядок и по нему уже открыт прием заявлений) и преимущества столь популярного направления деятельности? Раздумываете, так ли просто будет воспользоваться льготами на практике или нужна будет кипа дополнительных бумаг? И можно ли «слететь» с этих льгот в процессе деятельности? Давно собирались разобраться с правовым регулированием новой для себя сферы, чтобы оказывать клиентам востребованные юридические услуги, но не было времени во все самостоятельно вникнуть? Или размышляете над трудоустройством в ИТ-компанию? Если эти вопросы вас зацепили, значит, наша статья придется как нельзя кстати. Возможно, это ваш шанс освоить новое для себя направление и стать в нем успешным. Автор объясняет простым языком, как получить статус ИТ-компании, что для этого конкретно надо сделать, на какие льготы и иные преимущества можно рассчитывать самой организации и ее работникам.