Если с дистанционным работником произошел несчастный случай

Вопрос
Может ли с дистанционным работником произойти несчастный случай, и должен ли работодатель его расследовать? Ведь как-то странно, что работник не под присмотром работодателя, что с ним может произойти? И можно ли как-то обезопасить себя работодателю?
Отвечает

До марта 2022 года такого вопроса, по сути, не возникало. Работодатель был обязан расследовать несчастные случаи с дистанционными работниками согласно ст. 312.7 ТК РФ.

Для наглядности приведем ее полностью.

Фрагмент документа

Статья 312.7. Особенности охраны труда дистанционных работников

В целях обеспечения безопасных условий труда и охраны труда дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым части второй статьи 212 настоящего Кодекса, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно не распространяются, если иное не предусмотрено коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

До 01.03.2022 (дата вступления новых правил по охране труда) работодатель в отношении дистанционных работников был обязан (абз. 17, 20, 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ):

  • расследовать и учитывать в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;
  • выполнять предписания должностных лиц ГИТ, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассматривать представления органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;
  • страховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Но с 01.03.2022 были внесены изменения в раздел X ТК РФ «Охрана труда», которые изменили как содержание самих статей, так и структуру всего раздела, включая...

Вы видите начало этого ответа. Выберите свой вариант доступа

Купить этот ответ
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Инженер по охране труда хочет уволиться по собственному, выяснилось, что он не выполнял свои обязанности. Каковы действия работодателя?

Сотрудник (инженер по охране труда и промышленной безопасности) подал заявление об увольнении по собственному желанию. Но выяснилось, что он не выполнял свои должностные обязанности. Не проводил инструктажи по технике безопасности вновь трудоустроенным сотрудникам, не оформлял должной документации несколько месяцев. Работник на данный момент не имеет дисциплинарных взысканий. Как заставить работника выполнить свои должностные обязанности? Каковы действия кадровой службы, работодателя?

Обучение мерам пожарной безопасности

Новый порядок обучения пожарной безопасности начнет действовать с 01.09.2025. С помощью статьи разберетесь, что изменится по сравнению с действующим порядком, что следует поправить в своих ЛНА и на что обратить внимание руководства. Причем обучение пожарной безопасности для сотрудников работодателей-граждан (физических лиц), в том числе ИП, станет тоже обязательным, а обучать придется не только штатных работников, командированных и прикомандированных, работников охранных организаций, но также сотрудников всех подрядных организаций, стажеров и практикантов. Подробно рассказываем, кто должен пройти противопожарный инструктаж, а кто – обучение по программам профессионального образования; кого можно назначить ответственным за обеспечение пожарной безопасности, а кого вести инструктажи; как проходят такие инструктажи и с какой периодичностью; нужно ли переоформить журнал учета противопожарных инструктажей; как подтвердить наличие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности; какую ответственность и кто именно несет за нарушение требований пожарной безопасности и пр.

Возмещение работникам расходов при использовании личного имущества

Довольно часто и по совершенно различным причинам работникам (как дистанционным, так и трудящимся на территории работодателя) приходится использовать свое имущество для выполнения трудовой функции. Это может быть связано с невозможностью работодателя предоставить работнику оборудование компании ввиду территориальной удаленности последнего или желанием самого работника трудиться на привычном ему собственном оборудовании. Так или иначе в организации этот вопрос должен быть регламентирован, а работнику должны предоставляться соответствующие гарантии и компенсации. В статье освещаем основные вопросы и спорные моменты в этой ситуации. В частности, где прописать компенсацию, в каком размере, каков порядок ее налогообложения, что делать, если компенсация документально не установлена, а с работником возник конфликт (показываем различные подходы). Приводим образцы дополнительного соглашения к трудовому договору об использовании личного имущества для исполнения трудовых обязанностей, формулировок в локальном нормативном акте о выплате компенсации дистанционному работнику, расчета компенсации использования работником личного имущества. Даем советы, как лучше поступить работодателю в зависимости от конкретных обстоятельств.

Нужно ли в инструкции по охране труда указывать сведения о проведении обучения, инструктажей, медосмотров, выдаче СИЗ, если работники от них освобождены?

Нужно ли в инструкции по охране труда указывать сведения о проведении обучения по охране труда, выдаче СИЗ, проведении медицинских осмотров, первичных, повторных инструктажей, если работники освобождены приказами от таких мероприятий?

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Как изменилась дистанционная работа с 2021 года

Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Обучение оказанию первой помощи на работе

Кто обязан, а кто имеет право оказывать первую помощь на работе, в каких случаях и как именно. На что должен обратить внимание работодатель при обучении работников оказанию первой помощи, почему лучше не объединять его с обучением по охране труда, можно ли проводить такое обучение силами работодателя, как фиксируются результаты обучения, насколько часто его надо повторять и можно ли допускать к работе сотрудника, если результаты проверки его обучения неудовлетворительные. Приводим образец протокола проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, а также универсальный алгоритм оказания первой помощи.