Инструкция по охране труда для офисных работников – общая или на каждую должность?

Вопрос
Численность сотрудников организации – ​менее 50 человек. Инструкции по охране труда должны быть разработаны в отношении каждой должности или профессии согласно штатному расписанию, или можно оформить общую инструкцию по охране труда для офисных работников, если они работают только за персональными компьютерами и пользуются оргтехникой?
Отвечает

По нашему мнению, работодатель имеет право разработать одну инструкцию по охране труда для работников, выполняющих схожие функции в одинаковых или схожих условиях труда, а также при аналогичных видах возможных рисков и опасностей, возникающих в ходе выполнения работ.

Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями, устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ст. 211.2 ТК РФ). В настоящее время Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утверждены приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н (далее – ​Требования).

Работодатель разрабатывает инструкции по охране труда в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. В зависимости от специфики деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков, работодатель вправе устанавливать в инструкциях дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 1–2 Требований).

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы (п. 18 Требований). При этом Требования не устанавливают обязанность работодателя разрабатывать инструкции по охране труда для каждой профессии (должности) в соответствии со штатным расписанием.

Следовательно, по нашему мнению, работодатель имеет право утверждать одну инструкцию для нескольких работников, занимающих различные должности (профессии), но работающих в условиях со схожими или одинаковыми рисками и опасностями, которые характерны для выполняемых ими работ. Отметим, что специалисты Роструда на сайте онлайнинспекция.рф придерживаются аналогичного мнения1.

Сноски 1

  1. https://онлайнинспекция.рф/questions/view/114043, https://онлайнинспекция.рф/questions/view/112925 Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Обучение мерам пожарной безопасности

Новый порядок обучения пожарной безопасности начнет действовать с 01.09.2025. С помощью статьи разберетесь, что изменится по сравнению с действующим порядком, что следует поправить в своих ЛНА и на что обратить внимание руководства. Причем обучение пожарной безопасности для сотрудников работодателей-граждан (физических лиц), в том числе ИП, станет тоже обязательным, а обучать придется не только штатных работников, командированных и прикомандированных, работников охранных организаций, но также сотрудников всех подрядных организаций, стажеров и практикантов. Подробно рассказываем, кто должен пройти противопожарный инструктаж, а кто – обучение по программам профессионального образования; кого можно назначить ответственным за обеспечение пожарной безопасности, а кого вести инструктажи; как проходят такие инструктажи и с какой периодичностью; нужно ли переоформить журнал учета противопожарных инструктажей; как подтвердить наличие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности; какую ответственность и кто именно несет за нарушение требований пожарной безопасности и пр.

Как уведомить работника о недопущении к работе по причине непрохождения проверки знаний требований охраны труда?

Работник, показавший в рамках проверки знания требований охраны труда неудовлетворительные результаты, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Есть ли установленная форма уведомления работника о недопущении к самостоятельной работе? Если нет установленной формы, то как уведомить работника?

Нужно ли в инструкции по охране труда указывать сведения о проведении обучения, инструктажей, медосмотров, выдаче СИЗ, если работники от них освобождены?

Нужно ли в инструкции по охране труда указывать сведения о проведении обучения по охране труда, выдаче СИЗ, проведении медицинских осмотров, первичных, повторных инструктажей, если работники освобождены приказами от таких мероприятий?

Должен ли ответственный за хранение и использование аптечки пройти обучение оказанию первой помощи?

Должен ли работник, назначенный ответственным за хранение и использование аптечки первой помощи, пройти обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве?

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Штатная единица, должностная единица и ставка: разбираемся в понятиях

В ТК РФ отсутствуют понятия «ставка», «штатная единица» и «должностная единица». Порою при обсуждении кадровых вопросов из-за этого возникают разногласия и банальное непонимание собеседника. Например, штатное расписание предусматривает 2 штатные единицы слесаря на 0,5 ставки по каждой из них. Получается, что если работает 4 человека по 0,25 каждый, то штатные единицы «закрыты» и вакантных мест нет. Как это расписать правильным кадровым языком? И как понятие «должностная единица» соотносится с понятиями «должность», «профессия», специальность»? В статье дадим ответы на подобные часто встречающиеся вопросы и научим использовать в документах правильные формулировки, которые помогут избежать конфликтов с работниками, претензий со стороны проверяющих, а в некоторых ситуациях уберегут и от судебных тяжб.

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Обучение оказанию первой помощи на работе

Кто обязан, а кто имеет право оказывать первую помощь на работе, в каких случаях и как именно. На что должен обратить внимание работодатель при обучении работников оказанию первой помощи, почему лучше не объединять его с обучением по охране труда, можно ли проводить такое обучение силами работодателя, как фиксируются результаты обучения, насколько часто его надо повторять и можно ли допускать к работе сотрудника, если результаты проверки его обучения неудовлетворительные. Приводим образец протокола проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, а также универсальный алгоритм оказания первой помощи.