Как руководителю грамотно давать негативную обратную связь

Руководство людьми включает усилия по исправлению их недостатков. И надо уметь при этом добиваться нужного вам результата, не разрушая рабочие отношения и не приумножая себе врагов. Для этого надо овладеть приемами конструктивной критики: рассказываем о 10 золотых правилах и 10 самых распространенных ошибках, еще разбираем 2 частных случая (проблемы с дисциплиной и беседа при увольнении). Как правильно принимать негативную обратную связь, вам тоже подскажем.

Что такое обратная связь?

Термин «обратная связь» означает то, что возвращается к нам от окружающего мира как результат нашего действия. Применительно к менеджменту обычно это реакция руководителя, сотрудников или иных людей на что-то, что вы сделали, не сделали (а должны были сделать) или сказали.

Из физики известно, что сила действия равна силе противодействия – это и есть самый простой пример обратной связи. Если мы надавим на кого-то из сотрудников, он обычно начинает сопротивляться. И чем сильнее вы будете давить, тем, как правило, сильнее будет сопротивление. В крайних случаях это перерастает в конфликт или увольнение. А ведь начинается зачастую с мелочей – всего-то надо было слегка скорректировать ошибочное действие сотрудника. Поговорим о том, какие инструменты надо применять, чтобы и цели добиться, и отношения не испортить.

Условно виды обратной связи можно изобразить схематически:

Схема 1. Виды обратной связи

Обратная связь – это то, что мы получаем от внешней среды как реакцию на свои действия. Если вы в этом месяце хорошо потрудились, выполнили план и рассчитываете на премию, то похвала от руководителя и премия будут рассматриваться как позитивная обратная связь и, скорее всего, они вас обрадуют и замотивируют на дальнейшее совершенствование своей работы. Однако типичная ошибка многих руководителей – это скупость на похвалу, в т.ч. и нематериальную – словесную.

Гораздо чаще мы сталкиваемся с негативной обратной связью, т.е. критикой того, что было сделано. Высказанное в грубой форме недовольство результатами работы может не только сильно демотивировать, но и привести к различным нежелательным последствиям – возникновению конфликта в коллективе, обид, сплетен, умышленному саботажу и т.д.

Нейтральная, или конструктивная, критика – это золотая середина, которую довольно сложно найти. В случае если все хорошо – то это как бы само собой разумеется, и часто не принято хвалить сотрудников просто за то, что они как следует работают. А вот если они что-то делают не так – необходимо научиться доносить свои идеи таким образом, чтобы не обидеть собеседника, а помочь ему захотеть изменить свое поведение в нужную сторону.

Правила выдачи обратной связи

Чтобы собеседнику было легче воспринять критику из ваших уст, необходимо придерживаться нескольких простых правил:

1. Подумайте о том, что и зачем вы хотите сказать. Например, сотрудник регулярно опаздывает на работу. Цель беседы – скорректировать поведение, сделать так, чтобы человек соблюдал трудовую дисциплину, т.е. приходил вовремя.

2. Подумайте о том, кому вы это говорите. Люди – разные. Они отличаются не только по психологическим типам, но и по должности, социальному положению, образованию, интересам и т.д.

3. Подберите правильную интонацию. В русском языке одна и та же фраза в зависимости от интонации может полностью поменять свой смысл. Скажем, фраза: «Вы – неглупый человек», сказанная с вопросительной интонацией, приобретает оскорбительный смысл.

4. Какие условия помогут вам? Давать положительную обратную связь можно при свидетелях. А вот нейтральную или отрицательную – лучше наедине. Если вы знаете, что разговор будет не особенно приятным, позаботьтесь о том, чтобы беседа происходила без лишних свидетелей – так собеседнику будет значительно проще вас услышать, иначе он начнет себя защищать в глазах посторонних, и это отвлечет его от сути разговора.

5. Дайте человеку самому высказаться. У него наверняка есть собственное мнение. Потратьте несколько минут, чтобы его услышать.

6. Используйте технику «бутерброда». Если хотите сказать что-то неприятное, сначала сделайте...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как из филиала дать указание в головной офис?

В случае необходимости как дать указание сотруднику, занимающему должность в основном офисе (в головной организации)? У нас филиал. Как это сделать корректно?

В поисках своего предназначения

Человек, занятый любимым делом, более удовлетворен жизнью, КПД затраченных усилий у него выше. Все больше людей задумывается сейчас о своем предназначении. Но оно скрыто в глубинах подсознания и не всем удается распознать его. Автор дает подсказки, на что стоит обратить внимание, несколько упражнений, которые вы сможете проделать самостоятельно, и множество примеров из жизни, чтобы объяснить, что тормозит нас на этом пути и как достигнуть цели.

Построение блок-схем «на пальцах»

Узнаете, какие фигуры для обозначения чего используются в блок-схемах (дан базовый состав). На наглядных примерах показан алгоритм создания простых блок-схем в двух удобных и при этом доступных системах: в программе Visio, которая входит в пакет Microsoft Office, и в онлайн-режиме на бесплатном англоязычном сайте draw.io. Автор объясняет, чем удобны эти варианты в отличие от MS Word и MS Power Point, в которых, кстати, тоже можно создавать блок-схемы.

В поисках своего предназначения

Человек, занятый любимым делом, более удовлетворен жизнью, КПД затраченных усилий у него выше. Все больше людей задумывается сейчас о своем предназначении. Но оно скрыто в глубинах подсознания и не всем удается распознать его. Автор дает подсказки, на что стоит обратить внимание, несколько упражнений, которые вы сможете проделать самостоятельно, и множество примеров из жизни, чтобы объяснить, что тормозит нас на этом пути и как достигнуть цели.

Как из филиала дать указание в головной офис?

В случае необходимости как дать указание сотруднику, занимающему должность в основном офисе (в головной организации)? У нас филиал. Как это сделать корректно?

Построение блок-схем «на пальцах»

Узнаете, какие фигуры для обозначения чего используются в блок-схемах (дан базовый состав). На наглядных примерах показан алгоритм создания простых блок-схем в двух удобных и при этом доступных системах: в программе Visio, которая входит в пакет Microsoft Office, и в онлайн-режиме на бесплатном англоязычном сайте draw.io. Автор объясняет, чем удобны эти варианты в отличие от MS Word и MS Power Point, в которых, кстати, тоже можно создавать блок-схемы.