Рассказываем про методику графологического анализа, связь почерка с мозгом. Что и как должен написать человек, чтобы по полученному образцу почерка можно было провести анализ.
На примерах показываем характерные черты людей, склонных к административной, аналитической деятельности, прирожденных коммуникаторов и генераторов идей – у каждого свой стиль! Теперь эти характеристики вы сможете замечать у других людей и у себя :)
Письмо и мозг
Письменный навык, овладение почерком – эволюционная способность человека. Животные не обладают ею. Выдающийся вклад в исследования психофизиологии письма внес советский невролог, психофизиолог, родоначальник нейропсихологии Александр Романович Лурия. Он отмечал, что развитие языка и, в частности, письменной речи позволило людям создавать символические представления о событиях и физических объектах. Через процесс «внутренней речи» человек, в отличие от любого другого животного, был освобожден от пределов настоящего времени и смог задумываться о будущем. Именно письменная речь развивает в ребенке тот уровень абстрактного мышления, который в будущем позволит ему планировать свою жизнь, расширять пределы своего сознания, лучше понимать причины и следствия происходящих явлений.
Быстрая записочка типа напоминания «купить хлеб» является сложной процедурой для нашего мозга, при которой должно произойти сотрудничество разных его отделов, включая:
- лобные доли,
- левое и правое полушария,
- лимбическую систему,
- гиппокамп,
- ствол мозга,
- мозжечок,
- наконец, спинной мозг, который посылает импульсы в руки и пальцы для воспроизведения письма.
Раньше считалось, что есть один центр письма, который управляет письменным навыком. Но исследования показали, что в процессе письма задействован весь головной мозг, активизируются и связываются разные структуры. Нейропсихологи считают, что никакой другой навык не включает так наш мозг, как письмо от руки. Специфика нейронной сети письменного навыка зажигает мозг, как елочная гирлянда, не оставляя темного, неосвещенного пространства. Тем не менее письменный механизм нейронной сети у каждого человека уникален. Какие-то связи в ней работают активнее других, где-то есть непроработанность, а где-то, наоборот, излишняя активность. Все это определяет особенности почерка, его индивидуальную картину. Несмотря на то что нас учат писать по единому стандарту прописей, в итоге у каждого почерк имеет свой характер.
Рисунок 1. Отделы головного мозга
Формирование почерка
Начало формирования письменного навыка совпадает с началом учебной деятельности (7–8 лет) и к 12–13 годам почерк становится автоматическим, т.е. не требует особой осознанности и контроля, человек начинает писать не задумываясь. Именно такой автоматический стиль почерка считается зрелым письменным навыком. Он прочно закрепляется на уровне условно-рефлекторных связей и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Даже если человек не писал много лет, письменный навык быстро восстанавливается, обучаться ему еще раз не нужно. Исключение составляют случаи с тяжелыми мозговыми поражениями, когда письменная связь полностью разрушена и ее нужно создавать заново.
Строение почерка
Почерк устроен так же многомерно, как и его локализация в головном мозге. Все признаки почерка отражают определенные психические, психологические и личностные процессы. Признаки почерка можно объединить в определенные кластеры:
- 3 измерения почерка:
-
вертикаль отражает внутриличностные (интровертные) процессы,
-
горизонталь – внешние...