Статья содержит универсальные советы по деловому этикету: как назначать и подтверждать или переносить встречу; как встречать гостей, приветствовать, знакомиться, обмениваться визитками; что должно быть за столом переговоров; как вежливо прощаться.
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», – точно сформулировал Мигель де Сервантес. Какие-то вещи большинство чувствует интуитивно, а какие-то советы станут для вас новыми и помогут вам сформировать больше доброжелательных деловых контактов.
Деловой этикет – это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Главное отличие делового этикета от светского – приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом.
В официальной деловой сфере действует международный принцип предпочтения рангов, т.е. отношение к персоне определяется прежде всего ее чином и должностью, которую эта особа занимает. В бизнесе на вас смотрят как на представителя фирмы, занимающего определенную должность, и считаются с вашими (в первую очередь) деловыми преимуществами: здравый смысл, порядочность, успешное ведение дел и т.п. Возраст, пол – это не козыри в деловой игре, потому что они не заменяют опыта и способностей.
Есть должности или общественное положение, которые учитываются и на светских мероприятиях. Таковыми являются монархи и президенты, члены их семей, священнослужители. Можно говорить о высоком положении председателя правительства, министров, мэров и губернаторов.
Деловые переговоры – неотъемлемая часть любого бизнеса. Как организовать, как встретить гостей так, чтоб им хотелось сотрудничать, как быть желанным гостем и партнером?
Подчеркну, что далее буду давать общие советы по деловому этикету, которые уместны везде. Хотя, конечно, в каждой стране есть своя специфика. Например, в западном мире широкая улыбка – это признак успешности, а у русских есть поговорка «смех без причины – признак дурачины». Поэтому к данным в статье общим универсальным рекомендациям всегда следуют «приплюсовывать» особенности менталитета и культуры людей, с которыми вы общаетесь.
Во время деловых переговоров всегда есть более заинтересованная сторона. Предлагаю условно назвать ее команда «А». Соответственно, у команды «Б», как менее заинтересованной стороны, статус будет выше. Команде «А» стоит постараться организовать встречу так, чтобы команде «Б» было максимально комфортно. А команде «Б» остается быть приятным гостем.
Давайте рассмотрим один из наиболее сложных в организации вариантов: встреча делегации из нескольких участников в офисе компании «А». Допустим, несмотря на то, что принимающая сторона больше заинтересована во встрече, компания «Б» сочла возможным приехать группой из нескольких человек. Важно соблюсти баланс статусов, чтобы на встрече присутствовали равные. Однако особое гостеприимство можно выразить присутствием на встрече с принимающей стороны более высокостатусной персоны, например приехали менеджеры, а директор найдет время поприветствовать гостей лично. Постоянное и активное участие директора или лица, чей статус значительно выше гостей, продемонстрирует чрезмерную...