Четкие рекомендации помогут вам более осознанно формировать свой имидж на площадках в Интернете для разных целевых аудиторий: особенно для своих коллег, руководства и клиентов – текущих и потенциальных.
Слово «репутация» происходит от французского «renommee», означающего «слава», «популярность» и возникшего от латинского «reputatio», которое переводится как «размышление», «рассуждение». В толковом словаре Ефремовой Т.Ф. дается следующее определение этого понятия: «общественное мнение, сложившееся о ком-либо, чем-либо на основании его качеств, достоинств, недостатков и т.п.». В юридическом словаре «деловая репутация – одно из нематериальных благ, представляющее собой оценку профессиональных качеств конкретного лица. Ею может обладать любой гражданин, в т.ч. занимающийся предпринимательской деятельностью, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др.» 1.
Исходя из этого, под репутацией следует понимать, прежде всего, мнение, оценку. В общем понятии, репутация – это то, что думает человек, когда спрашивают его мнение о вас – ассоциации с вашим именем. Эти ассоциации могут быть как положительными, так и отрицательными – см. Пример 1.
Пример 1. Ассоциации, которые могут возникать о людях
Мнение о человеке |
Итоговое отношение |
Алексей – это человек дела |
+ |
Мария – профессионал, с ней приятно вести дела |
+ |
Олег – много обещаний, но мало дела |
– |
Ольга – непонятно, на чем она специализируется. Много информации о себе и мало о профессиональной деятельности |
– |
На Схеме 1 показан процесс формирования индивидуальной репутации. Сегодня личная и деловая репутация во многом складывается на основе информации, полученной из Интернета. И даже если вы не задумывались о ней – она уже есть у вас в любом случае, и не важно, работали вы над ней сознательно или сложилась она стихийно.
Схема 1. Процесс формирования личной репутации.
Репутация – это то, что думают и говорят о вас люди. Они могут общаться с вами, а могут просто наблюдать за вашим поведением, как в реальном, так и цифровом мире. Если они лично с вами знакомы, то информация из реальной жизни повлияет на их мнение о вас, а если они общаются только в мире цифры, то их мнение будет складываться исключительно по вашему поведению в Сети.
С ускорением цифровизации появились и новые термины:
-
цифровой социальный профиль – это совокупность всего контента о вас, которая есть в соцсетях, блогах и на персональных сайтах;
-
цифровая репутация – понятие более широкое: кроме публикаций в социальных медиа, это еще и публикации на других онлайн-ресурсах (от СМИ до сайтов с отзывами на работодателей, клиентов и сотрудников; на форумах; через видеохостинг).
В общем смысле цифровая репутация – это ваш портрет, который формируется из следующих элементов:
- размещенных изображений (фотографий, видео и др.);
- установленных статусов;
- высказываний, комментариев, оценок;
- репостов;
- публикаций и т.д.
К сожалению, многие не задумываются о том, что на основе их действий в Интернете коллеги, клиенты, работодатели и участники профессиональных сообществ формируют свое мнение о них и, как правило, принимают решения: развивать отношения или минимизировать их, сотрудничать или нет. Надо понимать, что цифровая репутация может оказывать значительное влияние на личную и деловую жизнь. Поэтому важно научиться ею управлять в...