Top.Mail.Ru

Судебная практика: история про увольнение по электронному заявлению в ИС для КЭДО

Переход на электронный кадровый документооборот привел к росту числа трудовых споров, связанных с использованием электронных документов. Судебная практика показывает возможную аргументацию сторон, а главное – что учитывает суд. Одно из таких интересных дел разбираем в статье – увольнение по электронному заявлению, подписанному неквалифицированной электронной подписью в облачной информационной системе. Оно наглядно показывает, что надо учитывать при организации работы с ЭП в системе для электронного кадрового документооборота.

В статье анализируем спор, в котором уволенный по собственному желанию работник убеждал суд, что не писал заявления об увольнении в электронном виде. Фееричность данной истории заключается в том, что:

  • работник не умел пользоваться информационной системой для кадрового электронного документооборота (КЭДО), а потому за него в системе подписывал документы другой человек;
  • электронная подпись работнику была выдана аккурат в день подписания заявления на увольнение по собственному желанию;
  • важным оказалось и то, кто выдавал ему электронную подпись и под чьим контролем была система, что фиксировалось в ней.

Это дело прошло несколько судебных инстанций, на каждом «круге» судьи и прокурор обращали внимание на новые аспекты этой истории, которые склоняли чашу весов сначала в пользу работодателя, а потом в пользу работника. Давайте посмотрим, что важно учитывать при организации работы с УНЭП в электронном кадровом документообороте.

С чего начался спор

Человек работал в АО с сентября 2021 г. грузчиком-разнорабочим, в апреле 2022 г. он был уволен по собственному желанию (на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). В приказе об увольнении содержалась ссылка на его заявление об увольнении от 23.03.2022, однако такого заявления, по его утверждению, не существовало. Он даже не знал о нем. Хотя в тот день работник, действительно, подавал заявление, однако оно было на оплату больничного, поскольку с 11.03.2022 по 21.03.2022 он был временно нетрудоспособен. Данное заявление он подписал в порядке, установленном работодателем для электронного документооборота, – усиленной неквалифицированной электронной подписью: работнику приходили коды для подтверждения его подписания, которые он сообщил на рабочем месте.

Работодатель же настаивал на том, что все сделал правильно:

  • с 01.02.2022 был реализован переход на взаимодействие с работниками посредством КЭДО с использованием информационной системы;
  • работник об этом был уведомлен 31.01.2022, в тот же день дал письменное согласие на это;
  • посредством системы КЭДО 23.03.2022 работник подал заявление об увольнении по собственному желанию с 08.04.2022, подписанное УНЭП. В указанный день был издан приказ об увольнении, с которым работник ознакомился лично под подпись.

И тогда работник пошел искать правды в суде. Он просил:

  • признать приказ об увольнении незаконным, восстановить его на работе;
  • взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Первая судебная инстанция

Ленинский районный суд Еврейской автономной области 03.06.2022 1 вынес решение по делу № 2-213/2022, отказав работнику в удовлетворении его требований по следующим причинам:

  • работодатель правильно внедрил КЭДО:
    • разработал Положение о кадровом электронном документообороте;
    • установил Перечень документов и категорий работников, в отношении которых используется кадровый электронный документооборот;
    • принял Порядок создания личного кабинета работника, формирования и подписания кадровых электронных документов;
  • сотрудник:
    • дал письменное согласие на электронное взаимодействие с работодателем;
    • ознакомился в электронном виде с Положением о кадровом электронном документообороте и Порядком обмена кадровыми документами;
  • доводы работника о том, что он заявление об увольнении не писал были признаны несостоятельными:
    • во-первых, само поданное...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Практика перехода на электронный медицинский документооборот в клинике

Директор по цифровой трансформации крупной медицинской клиники делится своим опытом, на какую нормативную базу и технические решения можно опереться при внедрении электронного документооборота. Какие разновидности медицинских документов можно оформлять в виде электронных подлинников. Как обеспечить их юридическую силу на протяжении всего срока хранения (25 лет и более) в ситуации, когда усиленные электронные подписи действуют лишь до 15 месяцев, – своеобразный «электронный нотариат» для этого реализовало государство! Как можно подключиться к его информационной системе. Где можно хранить большие электронные архивы. Как предоставлять медицинские документы клиентам.

Как получить квалифицированную электронную подпись в УЦ ФНС России

Какие организации бесплатно получают усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС России. Куда за ней обращаться и что с собой взять. Что в результате получите от налоговой. Где можно будет использовать эту электронную подпись. Автор статьи показывает алгоритм действий с учетом изменений, внесенных в 2023 году. Отмечает и проблемы, часть которых его организации удалось разрешить. Данная статья написана по материалам выступления автора на Форуме ЭДО 2023.

Внешнеэкономическая деятельность без бумажных документов

Для принятия осознанного решения о переходе на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) со своим зарубежным контрагентом нужно понять принципиальные вещи. Какую экономию времени и денег дает переход в цифру (приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др.)? Как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в России? Есть ли нерешенные проблемы для практического перехода на трансграничный электронный документооборот? С партнерами из каких стран российский бизнес уже может перейти на электронный документооборот, благодаря налаженной инфраструктуре? Что делать, если интересующей вас страны в этом списке пока нет? Каков алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО? Наши ответы на эти вопросы помогут вам в принятии решения о переходе на трансграничный ЭДО.

Как ознакомить работников с документами в бумажном или электронном виде

С какими документами (инструкциями, иными локальными нормативными актами, приказами и др.) следует ознакомить сотрудников под подпись. Кто этим может заниматься. Как регламентировать порядок ознакомления. Как это оформить на бумаге: на самом документе или листе ознакомления с ним; как можно оформить записи в журнале ознакомления со всеми необходимыми документами одного человека при его приеме на работу; как отражать ознакомление в журнале по другой логике – всех сотрудников со всеми необходимыми документами. Как фиксировать факт ознакомления в электронном виде: какие электронные подписи можно использовать; каковы правила для дистанционных работников с 2021 года; каковы правила для всех сотрудников, давших согласие на кадровый электронный документооборот с ними, с ноября 2022 года.

Что такое машиночитаемые доверенности, или Как подписывать электронные документы с 1 сентября 2023 г.

Какие квалифицированные электронные подписи останутся в работе после 01.09.2023. Кому потребуются машиночитаемые доверенности (МЧД) от работодателя. Как с их помощью подписывать и пересылать электронные подлинники документов уже сейчас и после 01.09.2023, когда полноценно заработает единое блокчейн-хранилище таких доверенностей (оно позволит проверять действительность МЧД). Какое разнообразие требований существует к формату МЧД и кодам предоставленных полномочий... и как «выкручиваться» в этой ситуации. Чему надо успеть научить свою СЭД, чтобы после 01.09.2023 продолжить в ней полноценно работать с электронными подлинниками.

Практика перехода на электронный медицинский документооборот в клинике

Директор по цифровой трансформации крупной медицинской клиники делится своим опытом, на какую нормативную базу и технические решения можно опереться при внедрении электронного документооборота. Какие разновидности медицинских документов можно оформлять в виде электронных подлинников. Как обеспечить их юридическую силу на протяжении всего срока хранения (25 лет и более) в ситуации, когда усиленные электронные подписи действуют лишь до 15 месяцев, – своеобразный «электронный нотариат» для этого реализовало государство! Как можно подключиться к его информационной системе. Где можно хранить большие электронные архивы. Как предоставлять медицинские документы клиентам.

Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 1)

В конце 2021 года в ТК РФ заработали поправки, которые позволяют перейти на полноценный кадровый электронный документооборот (КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Сразу оговоримся – это право, а не обязанность работодателя! В чем будет разница при реализации КЭДО в своей информационной системе и при использовании государственного портала «Работа в России». Объясняем, для каких работников и документов теперь можно использовать КЭДО. Какими видами электронной подписи какие виды документов могут подписываться со стороны работодателя и работников (как можно сэкономить за счет минимизации применения квалифицированной ЭП, заключив соглашение). Какой состав мероприятий надо провести работодателю и какие документы оформить для запуска новой технологии (что включить в ЛНА, как уведомить работников, получить согласие сотрудников и др.). В этом номере журнала читайте первую часть подробной статьи.

Работа с простыми электронными подписями

Простая электронная подпись – самый дешевый и одновременно самый незащищенный вариант ЭП из трех возможных сейчас в России. Автор делится опытом крупной компании: в каких процессах наиболее эффективно ее использовать; как ее выдать работникам своей организации; как придать юридическую значимость (в т.ч. показан пример регламентирующего документа – Правил применения простой электронной подписи).