Снимать гриф ДСП перед передачей документов в архив?
Надо ли перед передачей всех документов на архивное хранение снимать с них гриф ограничения доступа, например, ДСП?
В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) указано, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Как видите, конкретного перечня нет, достаточно, чтобы такая информация позволяла определить, к какому лицу она относится.
Там же указано, кто обязан принимать меры по защите персональных данных. Это и государственные органы, и юридические / физические лица, которые обрабатывают персональные данные с использованием средств автоматизации или без них, если обработка персональных данных позволяет осуществлять поиск персональных данных. Таким образом, практически все организации так или иначе сталкиваются с обработкой персональных данных1 как своих сотрудников, так и клиентов (при оформлении бонусных или скидочных карт). В этом случае их называют операторами (п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).
В этой статье мы рассмотрим регулирование защиты персональных данных работника в рамках трудовых отношений с работодателем.
Прежде всего следует очертить круг тех документов и баз данных, в которых содержатся персональные данные работников и которые необходимо защищать от несанкционированного доступа. Так как понятие персональных данных включает в себя любую информацию, позволяющую идентифицировать работника, практически все документы и базы, касающиеся сотрудников (как на бумажных носителях, так и электронные) будут являться носителями персональных данных.
К документам, содержащим персональные данные работников, можно, например, отнести следующие:
Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получения образования и продвижения по службе, обеспечения личной безопасности, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 ТК РФ). Получаемые персональные данные должны соответствовать только указанным целям.
Запрашивать некоторую информацию прямо запрещено законодательством. Например, работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся к специальным категориям персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни), а также данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности (п. 4 и 5 ст. 86 ТК РФ).
Если работодатель требует личные данные, не соответствующие указанным целям или относящиеся к запрещенным, работник имеет право отказаться их предоставлять.
Пример 1. Отказ работника от предоставления данных
При трудоустройстве работника кадровик заполнял личную карточку по форме № Т-2, в которой есть раздел «Состав семьи», и попросил назвать фамилию, имя, отчество жены для внесения этих данных в личную карточку. Работник отказался сообщить данные, заметив при этом, что они не являются необходимыми для его трудоустройства или карьерного продвижения, а форма личной карточки не носит обязательный характер.
Все персональные данные сотрудника следует получать у него самого (п. 3 ст. 86 ТК РФ). Если информацию можно получить только у третьей стороны, то работник должен быть об этом уведомлен заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение. Это положение относится не к работникам, а прежде всего к соискателям, когда организация запрашивает рекомендации с предыдущих мест работы. Получение согласия является обязательным условием при направлении компанией запросов в иные организации, в том числе на прежние места работы, для уточнения или получения дополнительной информации о кандидате. Исключение составляют случаи заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, причем не для запроса информации, а для уведомления прежнего работодателя в порядке ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
К сведению
Роскомнадзор подтвердил необходимость получения согласия соискателей (разъяснения от 24.12.2012 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве», далее – Разъяснения Роскомнадзора). Делать это не надо только в том случае, если от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым данное лицо заключило договор, а также при самостоятельном размещении соискателем резюме в Интернете, доступном неограниченному кругу лиц.
В случае получения резюме соискателя по каналам электронной почты, факсимильной связи работодателю необходимо дополнительно провести мероприятия, направленные на подтверждение факта направления указанного резюме самим соискателем (например, приглашение соискателя на личную встречу с уполномоченными сотрудниками работодателя, обратная связь посредством электронной почты и т.д.).
Если сбор персональных данных соискателей осуществляется с использованием анкеты, то она должна соответствовать требованиям п. 7 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687, а также содержать информацию о сроке ее рассмотрения и принятия решения о приеме либо об отказе в приеме на работу. Кстати, типовая форма анкеты...
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Надо ли перед передачей всех документов на архивное хранение снимать с них гриф ограничения доступа, например, ДСП?
Если раньше организация обрабатывала персональные данные своих работников только в целях осуществления трудовых отношений, то уведомлять Роскомнадзор об этом не требовалось. С 1 сентября 2022 г. это нужно делать всем работодателям, которые обрабатывают такие данные автоматически. С этим нововведением и поможем вам разобраться. Отсутствие специальной кадровой программы, но присутствие персональных данных работников, например, в бухгалтерской программе «1С:» считается их автоматической обработкой? До какого срока важно успеть уведомить Роскомнадзор? В какой форме это делать? Ну и конечно, какая ответственность грозит нарушителям? Уведомлять надо также о неправомерной или случайной передаче персональных данных, а также об их трансграничной передаче... и даже если вы просто выписываете пропуска на свою территорию, используя автоматизацию.
С 1 сентября 2022 г. в 3 раза сократили срок ответа на обращения граждан об обработке их персональных данных, а также на выполнение ряда других действий организацией. Уточнили состав сведений, который в обязательном порядке должен быть указан в поручении при передаче персональных данных третьим лицам. Принципиально изменились правила трансграничной передачи данных. В утечке собранных персональных данных оператор теперь должен сам оперативно сознаваться госорганам. При этом обсуждается введение крупных штрафов за такие «оплошности». Изменили правила сбора биометрических данных населения и их передачи в государственную информационную систему. Усложнили доступ к данным о владельцах недвижимости в ЕГРН.
Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.
Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.
Надо ли перед передачей всех документов на архивное хранение снимать с них гриф ограничения доступа, например, ДСП?
Хотела бы задать вопросы относительно бумажных документов, связанных с коммерческой тайной. Ситуация 1: на бланке организации оформляем исходящее письмо, которое включает сведения, представляющие собой коммерческую тайну. В верхнем правом углу ставим штамп «Коммерческая тайна», ниже указываем номер экземпляра (согласно п. 5.14 ГОСТ Р 7.0.97-2016). Вопросы: — нужно ли там еще ставить штамп с указанием полного наименования и места нахождения? Этого требует подп. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне». Но ведь и то, и другое уже указано на бланке организации; — нужно ли ставить штамп «Коммерческая тайна», указывать номер экземпляра, наименование и местонахождение организации на 1-м листе каждого приложения, если они идут к такому письму? Ситуация 2: исходящее письмо на бланке организации, которое само по себе не содержит сведений, составляющих КТ, но имеет приложения, составляющие КТ (№ 1 и № 2). А как оформлять такое письмо и приложения к нему? И нужно ли указывать явно в тексте письма «Без приложений не является коммерческой тайной»? Буду очень ждать мнения авторов столь авторитетного журнала.
Расскажем, как этот реквизит появлялся, исчезал и возвращался. Какие виды тайн и вариации его оформления в законодательстве существуют. Какая коллизия и упущения есть в нормативной базе, как не повторить ошибок, допущенных в примерах ГОСТ Р 7.0.97-2016. Нужно ли ставить гриф ограничения доступа не только на подписанных документах, но и на черновиках, проектах и сопроводительных документах. Почему важно указывать номер экземпляра. Как нанести гриф на электронный документ. Может ли организация завести себе свой оригинальный вид тайны.