Top.Mail.Ru

Защищаем свои интересы при ведении переговоров путем подписания соглашения

Заключению сделки часто предшествуют долгие переговоры, но и они могут не увенчаться успехом. И тогда стороны вспоминают о том, что в рамках переговоров они могли раскрыть коммерческую тайну или иные конфиденциальные сведения, упустили другого потенциального партнера и т. п. Основу защиты в такой ситуации составляет появившаяся в 2015 году в ГК РФ статья 434.1, но ее положения так сложно применимы, что исправить ситуацию поможет заключение в начале переговоров специального соглашения. Мы объясним вам, что означают положения этой статьи ГК, на что обращать внимание во время переговоров, и вооружим образцом такого соглашения (его вы услужливо можете предложить своему шефу).

Каковы риски?

В процессе переговоров по поводу условий будущей сделки стороны обмениваются различной информацией (документами) и сообщают друг другу конфиденциальные сведения. Обойтись без этого нельзя, поскольку для заключения сделки стороны должны располагать всей необходимой информацией друг о друге и об имеющихся у них возможностях. Если для заключения ряда хозяйственных договоров раскрытие информации – обычная практика, то для других сделок ситуация может быть совсем другой.

Например, для заключения договора аренды арендодатель показывает арендатору интересующий того объект, предоставляет относящуюся к нему информацию, сообщает сведения о цене и иных условиях сотрудничества. В раскрытии такой информации для арендодателя нет никаких рисков, поскольку это является обычной практикой. Без ее раскрытия объект попросту никто не арендует.

Другое дело, если раскрытие информации для одной из сторон может быть сопряжено с утратой конфиденциальных данных. Нельзя исключать, что потенциальный партнер вступает в переговоры не для заключения соглашения, а для получения конфиденциальной информации, которую можно будет использовать в своих интересах. Допустим, компания занимается инновационными разработками в технологической сфере и ведет переговоры, чтобы привлечь финансирование. Естественно, в ходе переговоров она сообщает информацию о своих проектах, насколько она в них продвинулась. Недобросовестный участник переговоров может использовать раскрытые данные, чтобы создать конкурирующую фирму. Как этому можно противостоять?

Обратимся к законодательству

В ГК РФ в 2015 году появилась ст. 434.1, позволяющая защищать свои права и интересы в процессе переговоров. Она так и называется: «Переговоры о заключении договора».

В ней сказано, что стороны свободны в проведении переговоров и, естественно, могут и не договориться друг с другом – это нормальная ситуация. Вступая в переговоры, стороны рассчитывают найти компромиссное решение, однако это не всегда удается. Вспомним известную фразу Марка Твена: «Если бы все люди думали одинаково, никто не играл бы на скачках». Например, по итогам переговоров о заключении договора поставки покупателя могут не устроить предлагаемые цены, сроки, количество товара, необходимость дополнительно оплачивать доставку, страхование и нести другие расходы.

В том, что стороны так и не смогли прийти к соглашению в ходе переговоров, нет ничего страшного. Законодательство не предусматривает за это никакой ответственности. Расходы, которые они понесли в ходе переговоров (например, на проезд к месту встречи и проживание в отеле, на оплату услуг связи), целиком относятся на их счет и партнером не компенсируются (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ). Впрочем, можно договориться и по-другому.

Допустим, стороны хотят встретиться для обсуждения условий сделки, проведения презентаций и т.?п. в нейтральном месте. Для этого нужно арендовать помещение конференц-зала или комнаты переговоров. Логично, что все расходы в такой ситуации делятся поровну. Но сторона, более заинтересованная в заключении соглашения, может великодушно взять их на себя, чтобы произвести хорошее впечатление.

Предполагается, что каждая из сторон переговоров действует добросовестно. Поэтому само по себе прекращение переговоров без указания мотивов отказа не свидетельствует о недобросовестности1. Иными словами, нацеленность участника переговоров исключительно на доступ к конфиденциальным сведениям партнера еще нужно доказать (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ).

Бессовестные переговорщики

В п. 2 ст. 434.1 ГК РФ говорится о том, что при ведении переговоров стороны должны действовать добросовестно. Они не вправе вступать в переговоры или продолжать их при заведомом отсутствии цели достичь соглашения. Закон четко раскрывает два случая, когда действия сторон переговоров следует считать недобросовестными:

  • это предоставление неполной или недостоверной информации (в т. ч. умолчание об обстоятельствах, которые должны были быть доведены до сведения партнера).
    Например, потенциальный инвестор сообщает о готовности выделить финансирование и просит предоставить ему доступ к документам компании. При этом ни размер, ни условия финансирования, ни обеспечение не оговариваются. Партнер просто заявляет о готовности к финансированию и просит предоставить ему документы. Такая настойчивость должна насторожить. Не исключено, что настоящая цель такого «инвестора» – не размещение денег, а получение...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

«Считываем людей» по их профилям в соцсетях

Как оценивают кандидатов на должность по поведению в соцсетях: на что обращают внимание, какие выводы могут быть сделаны? Описываем 7 психотипов личности, каждому из которых свойствененны определенные характеристики (привычки, ценности, мотивы, убеждения), варианты поведения, сильные и слабые стороны, для какой работы они лучше всего подходят. Далее объясняем, как эти 7 типов личности можно распознать по поведению в соцсети (что пишут о себе, какие слова и формулировки используют, какие фото, посты и статусы выкладывают и др.). Во-первых, вы поймете, какие выводы о вас могут сделать профессионалы, когда вы будете устраиваться на работу. А во-вторых, сами сможете лучше разбираться в людях.

Твоя деловая цифровая репутация: как сформировать и управлять

Четкие рекомендации помогут вам более осознанно формировать свой имидж на площадках в Интернете для разных целевых аудиторий: особенно для своих коллег, руководства и клиентов – текущих и потенциальных.

Современный цифровой этикет

Практические советы по общению в мессенджерах и групповых чатах, в социальных сетях: что принято, а что нет. При онлайн-общении стоит соблюдать элементарные правила кибербезопасности, о которых мы тоже предупреждаем.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Протокол совещания и деловой встречи

Как организовать и задокументировать совещание коллегиального органа, планерку в кабинете руководителя, деловую встречу с важным коммерческим партнером (русскоязычным и иностранным)? В каждом случае есть свои особенности. Как правильно составить протокол и что обязательно указать в нем, чтобы придать ­необходимую юридическую силу? Какие при этом есть варианты и от чего они зависят?

Договорная работа: современный подход и регламентация (часть 1)

В июньском номере журнала мы начинаем публикацию материалов, посвященных вопросам регламентации договорной работы на предприятии. В первой части статьи мы покажем основные этапы договорной работы, определим предмет договорного регламента, а далее детально разберемся с тем, как можно проверить добросовестность контрагента перед заключением сделки (как поделить договоры на разные группы риска, чтобы организовать для них разную глубину проверки потенциального партнера, какие документы у него можно запросить, как оформить результат проверки, для чего он может потребоваться).

Договорная работа: современный подход и регламентация (часть 3)

В этом номере журнала подробно рассматриваем этап согласования проектов договоров: вопросы, которые необходимо урегулировать в Договорном регламенте; список согласующих лиц / подразделений и их функции; порядок прохождения процедуры согласования (в т.ч. вы узнаете, как грамотно закрепить и контролировать сроки, чтобы дисциплинировать согласующих лиц); как оформить лист согласования и замечания к проекту договора при внутреннем согласовании, а также протокол разногласий и протокол согласования разногласий при оттачивании формулировок договора с контрагентом; и не забудьте, что ряд сделок требует одобрения совета директоров или общего собрания акционеров / участников, собственника имущества – на эту длительную процедуру тоже нужно предусмотреть время.