Заключению сделки часто предшествуют долгие переговоры, но и они могут не увенчаться успехом. И тогда стороны вспоминают о том, что в рамках переговоров они могли раскрыть коммерческую тайну или иные конфиденциальные сведения, упустили другого потенциального партнера и т. п. Основу защиты в такой ситуации составляет появившаяся в 2015 году в ГК РФ статья 434.1, но ее положения так сложно применимы, что исправить ситуацию поможет заключение в начале переговоров специального соглашения. Мы объясним вам, что означают положения этой статьи ГК, на что обращать внимание во время переговоров, и вооружим образцом такого соглашения (его вы услужливо можете предложить своему шефу).
Каковы риски?
В процессе переговоров по поводу условий будущей сделки стороны обмениваются различной информацией (документами) и сообщают друг другу конфиденциальные сведения. Обойтись без этого нельзя, поскольку для заключения сделки стороны должны располагать всей необходимой информацией друг о друге и об имеющихся у них возможностях. Если для заключения ряда хозяйственных договоров раскрытие информации – обычная практика, то для других сделок ситуация может быть совсем другой.
Например, для заключения договора аренды арендодатель показывает арендатору интересующий того объект, предоставляет относящуюся к нему информацию, сообщает сведения о цене и иных условиях сотрудничества. В раскрытии такой информации для арендодателя нет никаких рисков, поскольку это является обычной практикой. Без ее раскрытия объект попросту никто не арендует.
Другое дело, если раскрытие информации для одной из сторон может быть сопряжено с утратой конфиденциальных данных. Нельзя исключать, что потенциальный партнер вступает в переговоры не для заключения соглашения, а для получения конфиденциальной информации, которую можно будет использовать в своих интересах. Допустим, компания занимается инновационными разработками в технологической сфере и ведет переговоры, чтобы привлечь финансирование. Естественно, в ходе переговоров она сообщает информацию о своих проектах, насколько она в них продвинулась. Недобросовестный участник переговоров может использовать раскрытые данные, чтобы создать конкурирующую фирму. Как этому можно противостоять?
Обратимся к законодательству
В ГК РФ в 2015 году появилась ст. 434.1, позволяющая защищать свои права и интересы в процессе переговоров. Она так и называется: «Переговоры о заключении договора».
В ней сказано, что стороны свободны в проведении переговоров и, естественно, могут и не договориться друг с другом – это нормальная ситуация. Вступая в переговоры, стороны рассчитывают найти компромиссное решение, однако это не всегда удается. Вспомним известную фразу Марка Твена: «Если бы все люди думали одинаково, никто не играл бы на скачках». Например, по итогам переговоров о заключении договора поставки покупателя могут не устроить предлагаемые цены, сроки, количество товара, необходимость дополнительно оплачивать доставку, страхование и нести другие расходы.
В том, что стороны так и не смогли прийти к соглашению в ходе переговоров, нет ничего страшного. Законодательство не предусматривает за это никакой ответственности. Расходы, которые они понесли в ходе переговоров (например, на проезд к месту встречи и проживание в отеле, на оплату услуг связи), целиком относятся на их счет и партнером не компенсируются (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ). Впрочем, можно договориться и по-другому.
Допустим, стороны хотят встретиться для обсуждения условий сделки, проведения презентаций и т.?п. в нейтральном месте. Для этого нужно арендовать помещение конференц-зала или комнаты переговоров. Логично, что все расходы в такой ситуации делятся поровну. Но сторона, более заинтересованная в заключении соглашения, может великодушно взять их на себя, чтобы произвести хорошее впечатление.
Предполагается, что каждая из сторон переговоров действует добросовестно. Поэтому само по себе прекращение переговоров без указания мотивов отказа не свидетельствует о недобросовестности1. Иными словами, нацеленность участника переговоров исключительно на доступ к конфиденциальным сведениям партнера еще нужно доказать (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ).
Бессовестные переговорщики
В п. 2 ст. 434.1 ГК РФ говорится о том, что при ведении переговоров стороны должны действовать добросовестно. Они не вправе вступать в переговоры или продолжать их при заведомом отсутствии цели достичь соглашения. Закон четко раскрывает два случая, когда действия сторон переговоров следует считать недобросовестными:
- это предоставление неполной или недостоверной информации (в т. ч. умолчание об обстоятельствах, которые должны были быть доведены до сведения партнера).
Например, потенциальный инвестор сообщает о готовности выделить финансирование и просит предоставить ему доступ к документам компании. При этом ни размер, ни условия финансирования, ни обеспечение не оговариваются. Партнер просто заявляет о готовности к финансированию и просит предоставить ему документы. Такая настойчивость должна насторожить. Не исключено, что настоящая цель такого «инвестора» – не размещение денег, а получение...