Top.Mail.Ru
Что такое трудовая функция и трудовое действие? Как они описываются в должностной инструкции? Какие корректировки обязанностей работодатель может сделать без согласования с работником (в уведомительном порядке), а для каких оно необходимо? Как документально оформить изменение должностной инструкции?

О трудовой функции

Данное понятие является ключевым для рассмотрения вопросов об изменении обязанностей работника. Определение трудовой функции дано в ст. 15 ТК РФ - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Таким образом, можно выделить несколько главных характеристик трудовой функции:

  • 1) она формально определяется названием должности, профессии, специальности (например: делопроизводитель, секретарь, маркетолог-аналитик);
  • 2) выражается определенной работой - действиями, которые должен выполнять работник;
  • 3) квалификация (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) отражает качественную характеристику трудовой функции: способность работника выполнять обязанности определенного уровня сложности, с определенной скоростью и качеством результата;
  • 4) трудовая функция носит конкретный характер у каждого работодателя в зависимости от поручаемой работы;
  • 5) это ключевое условие трудового договора, находящееся под усиленной охраной трудового законодательства (ст. 57, 72, 72.1, 74 ТК РФ).

Интересен вопрос о соотношении трудовой функции и трудовых действий. Определение им дано в п. 2 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н: это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. Трудовая функция детализируется конкретными трудовыми действиями (это мы видим и в профессиональном стандарте «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н).

В кадровой практике принято использовать понятия «должностные обязанности», «трудовые обязанности», которые, по сути, и есть те самые «трудовые действия».

Другой важный вопрос: как соотносится трудовая функция с трудовым договором, штатным расписанием, должностной инструкцией, локальными нормативными актами?

Трудовой договор в обязательном порядке должен включать в себя описание трудовой функции. Оно может быть как краткое: «…принимается на работу в должности менеджера по продажам», так и более подробное: «…принимается на работу по должности маркетолога-аналитика зарубежных рынков сельскохозяйственной продукции». В любом случае описание содержит наименование должности (профессии), которое определяется в соответствии со штатным расписанием. Оно же заносится в трудовую книжку работника.

Должностная инструкция закрепляет и наименование должности, и требования к квалификации сотрудника, и перечень его обязанностей (конкретных трудовых действий). Это один из важнейших и наиболее полных документов, характеризующих трудовую функцию. Ведь именно в должностной инструкции, как правило, содержится вся конкретика об обязанностях (трудовых действиях) работника. К сожалению, в ТК РФ не содержится определения должностной инструкции, не отражен ее статус - то ли ее следует считать локальным нормативным актом, то ли частью трудового договора. Нет требований к ее содержанию и порядку изменения / дополнения. Как это можно сделать на практике, мы показали на примерах далее.

Локальные нормативные акты работодателя тоже могут содержать информацию о трудовой функции сотрудника: всевозможные инструкции и регламенты, имеющие прикладной характер (например, Инструкция по делопроизводству и т.п.).

Описание трудовой функции нередко присутствует и в нормативных правовых актах. Это наиболее актуально для госслужащих, например: процессуальные кодексы фиксируют обязанности судьи; профильные законы о прокуратуре, полиции отражают основные обязанности прокурора и полицейского.

Что считается изменением трудовой функции?

Можно ли переименование должности, изменение должностной инструкции (в т.ч. в связи с введением профстандарта) считать изменением трудовой функции? На эти вопросы отвечает главным образом судебная практика.

Для начала давайте посмотрим ситуации с изменением наименования должности.

Судебная практика. Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 05.08.2016 по делу № 2-5099/2016

Учреждение социальной защиты проводило оптимизацию штатной структуры, в рамках которой должность работницы была переименована с «ведущий специалист» на «специалист 1-й категории». Вместе с названием изменились и квалификационные требования: для новой должности из должностной инструкции было исключено требование о стаже работы в должности специалиста. Были также уточнены обязанности в части приема документов от граждан: количество, наименование и перечень документов. Прочие обязанности в новой должностной инструкции остались прежними.

О предстоящих изменениях сотрудницу уведомили в порядке ст. 74 ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда». Но она отказалась продолжить работу на новых условиях. Суд указал, что трудовая функция сотрудницы сохранилась, несмотря на переименование должности, поскольку не выдвигались новые квалификационные требования, инструкция была лишь немного уточнена, обязанности остались прежние.

Судебная практика. Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05.09.2013 по делу № 2-3831/2013

Должность сотрудницы была переименована с «младший воспитатель» на «помощник воспитателя» в связи с приведением штатного расписания детского сада в соответствие с Единым квалификационным справочником должностей (ЕКС). Должностные инструкции по новой и старой должности незначительно отличались только в части требований к квалификации работника, а обязанности были идентичны, поэтому суд посчитал, что трудовая функция не изменялась, и отказал работнице в отмене приказа об изменении названия должности.

Судебная практика. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.10.2015 по делу № 33-14062/2015

В этом деле судом были сделаны следующие выводы: наименование должности сотрудницы было приведено в соответствие с ЕКС, объем обязанностей по должностной инструкции не изменился, поэтому трудовая функция сохранилась.

Судебная практика. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.09.2016 по делу № 33-38244/2016

Под видом изменений условий труда в порядке ст. 74 ТК РФ компания фактически пыталась сократить сотрудника: его должность с «директор департамента сопровождения контрактов» была переименована в «менеджер департамента сопровождения контрактов», зарплата понижена в 4 раза, обязанности по новой должностной инструкции уменьшились. Суд счел, что в этой ситуации трудовая функция не сохранилась.

Работники могут очень трепетно относиться к...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Профессиональный стандарт для специалиста по цифровизации документированных сфер деятельности

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности». С нашей помощью вы разберетесь в его «туманных» формулировках, поняв, кто же такой «цифровизатор», какие трудовые действия он выполняет, под какими наименованиями должностей «скрывается» и какие требования предъявляются к его образованию. В какой мере требования нового профстандарта распространяются на специалистов и руководителей служб документационного обеспечения управления (ДОУ) – на людей, занимающихся делопроизводством и архивным хранением. В чем основные проблемы нового профстандарта.

Профессиональный стандарт для управляющего документацией

Мы объясняем, как профстандарт может помочь поднять престиж нашей профессии. И дело здесь не столько в появлении в нем звучных наименований должностей (например, управляющий документацией, заместитель руководителя организации в этой предметной области). Профстандарт определил три высших уровня квалификации для специалистов и управленцев сферы ДОУ и для каждого установил: полномочия и ответственность; состав выполняемых трудовых функций, который детализировал вплоть до конкретных действий; навыки и знания; необходимый уровень профессионального образования. Эту систему требований можно использовать для оценки кандидатов на должность и квалификации существующего персонала. В статье мы показываем, какие рекомендации профстандарта и как можно использовать при актуализации должностных инструкций.

Для кого профстандарты обязательны?

Есть четко обозначенная группа организаций, которые должны готовиться к тому, чтобы к 1 января 2020 года образование, квалификация, наименование должностей их работников, а также их кадровые документы соответствовали принятым профессиональным стандартам. А для всех остальных организаций пока есть только 2 случая, когда профстандарты становятся обязательными. Но практика в любой момент может перемениться в сторону ужесточения, т.к. формулировки ТК РФ можно трактовать двояко. Сориентируем, кому пора задуматься о получении профильного образования.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Профессиональный стандарт для управляющего документацией

Мы объясняем, как профстандарт может помочь поднять престиж нашей профессии. И дело здесь не столько в появлении в нем звучных наименований должностей (например, управляющий документацией, заместитель руководителя организации в этой предметной области). Профстандарт определил три высших уровня квалификации для специалистов и управленцев сферы ДОУ и для каждого установил: полномочия и ответственность; состав выполняемых трудовых функций, который детализировал вплоть до конкретных действий; навыки и знания; необходимый уровень профессионального образования. Эту систему требований можно использовать для оценки кандидатов на должность и квалификации существующего персонала. В статье мы показываем, какие рекомендации профстандарта и как можно использовать при актуализации должностных инструкций.

Секретарь и делопроизводитель: функциональные обязанности по профессиональному стандарту

В статье рассматриваются квалификационные требования к специалистам в области документационного обеспечения управления, которые в 2015 году были утверждены профессиональным стандартом. Даются рекомендации о закреплении стандартных формулировок трудовых функций в должностных инструкциях секретаря и делопроизводителя, на основании которых производится как разделение должностных обязанностей, так и их кооперация за счет правильного ­взаимодействия и ­взаимозамещения. Поводом для написания статьи послужил вопрос читателя.

Профессиональный стандарт для специалиста по цифровизации документированных сфер деятельности

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности». С нашей помощью вы разберетесь в его «туманных» формулировках, поняв, кто же такой «цифровизатор», какие трудовые действия он выполняет, под какими наименованиями должностей «скрывается» и какие требования предъявляются к его образованию. В какой мере требования нового профстандарта распространяются на специалистов и руководителей служб документационного обеспечения управления (ДОУ) – на людей, занимающихся делопроизводством и архивным хранением. В чем основные проблемы нового профстандарта.