Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация (часть 2)

Во второй части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы рассмотрели задачи и функции службы ДОУ, как регламентировать ее деятельность. Как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Назвали основные направления оптимизации деятельности.
Окончание статьи. Начало в № 07 / 2020
Окончание статьи. Начало в № 07 / 2020

Задачи и функции службы ДОУ

При создании или совершенствовании службы ДОУ очень важно сформировать целостную систему, в рамках которой процессы управления документами и людьми, которые с ними работают, будут осуществляться оптимально. В связи с этим необходимо выполнять следующие задачи:

  • постановка документационного обеспечения управления в соответствии с требованиями правовых актов РФ;
  • выработка единого порядка документирования, работы с документами, построения поисковых систем, контроля исполнения документов и организации их хранения;
  • внедрение новых технологий в работу службы ДОУ и других специалистов, участвующих в процессах ДОУ;
  • проведение анализа документооборота, оптимизация движения документов и сокращение объемов документооборота;
  • осуществление методической работы в сфере ДОУ.

Ответственность за реализацию этих задач может быть возложена на управляющего документацией и/или руководителя службы ДОУ.

К основным функциям службы ДОУ относятся:

  • разработка и внедрение локальных нормативных актов и методических документов по ДОУ;
  • документирование управленческой деятельности, включая составление документов, их оформление, согласование, распечатку и тиражирование, контроль за оформлением документов, представляемых на подпись руководству и предназначенных к отправке, документирование работы коллегиальных органов, разработку бланков и форм документов;
  • организация документооборота, включающая этапы получения, первичной обработки, регистрации, предварительного рассмотрения, маршрутизацию документов;
  • осуществление контроля процесса и сроков исполнения документов;
  • разработка и ведение информационно-поисковых систем, баз данных, а также ведение информационно-справочной работы с документами;
  • организация оперативного хранения документов и передачи дел для последующего хранения, включая работы по подготовке номенклатуры дел, обеспечению единого порядка хранения документов, организацию экспертной комиссии учреждения, подготовку дел для сдачи в архив;
  • осуществление работ по проектированию и внедрению системы электронного документооборота (СЭД) в сфере ДОУ;
  • ведение методической работы, включая разработку стандартов и процедур работы с документами в организации, консультирование работников по вопросам ДОУ, работы в СЭД, их обучение, ведение учета и анализа документооборота.

Перечисленные функции могут быть распределены между работниками службы ДОУ, в случае если она имеет простую линейную структуру, или между структурными подразделениями, названными выше.

На более высоком управленческом уровне эти функции дополняются стратегическим планированием и руководством построением единой системы управления документацией организации. Обычно данные вопросы находятся в компетенции управляющего документацией или заместителя руководителя по вопросам управления...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Анализ нормативной базы по делопроизводству в организации – работа над ошибками

Какие локальные нормативные акты организации обычно регламентируют работу с бумажными и электронными оригиналами и копиями документов, в т.ч. в СЭД. Как их анализировать – даем перечень распространенных ошибок, который поможет и вам вычистить их в регламентирующих документах своей организации. Зачем и как конструировать матрицу ответственности и пользовательские инструкции (в дополнение к руководству пользователя СЭД).

Когда должность женщины пишем в мужском роде?

Какие должности надо указывать в документах без учета женского рода их обладателя, т.е. всегда в мужском роде?

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!