Top.Mail.Ru

Как «обезглавленной» организации продолжить работу (часть 2)

Что делать, если «из строя вышел» генеральный директор... временно либо навсегда? Какие действия предпринять компании, чтобы продолжить заключать договоры, распоряжаться денежными средствами на расчетном счете, сдавать отчетность, осуществлять функции работодателя? Какие полномочия можно передать по доверенности, а какие – ​нет? И как вернуть полномочия вернувшемуся директору? Приводим образцы формулировок для документов, которые пригодятся на практике. Рассмотрели разные варианты «выбытия» участника общества (владельца бизнеса), чтобы сориентировать вас в возможных последствиях и способах нормализации ситуации. В этом номере читайте вторую часть данной статьи.
Окончание статьи. Начало в № 12 / 2020
Окончание статьи. Начало в № 12 / 2020

Отдельно стоит остановиться на вопросе передачи полномочий в рамках трудовых отношений. В соответствии с ч. 6 ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются:

  • органами управления юрлица или
  • уполномоченными ими лицами,
  • а также иными лицами, уполномоченными на это ТК РФ, иными законами и учредительными документами юрлица и локальными нормативными актами.

Как видите, ТК РФ теоретически предусматривает возможность передачи полномочий руководителя компании представлять организацию в трудовых отношениях. Вместе с тем там нет четко зафиксированной процедуры такой передачи. В ТК РФ доверенность вообще не упоминается.

Этот пробел восполнил Верховный Суд РФ 1 – он перечислил, на основании чего представитель работодателя может быть наделен полномочиями, в частности это:

  • законы и иные нормативные правовые акты;
  • учредительные документы;
  • локальные нормативные акты;
  • трудовой договор.

Доверенности в этом перечне тоже нет!

Более того, использование доверенности в трудовых отношениях противоречит ее правовой природе  2. Впрочем, это не мешает работодателям на практике регулярно выдавать подобные доверенности 3. Суды также часто применяют к подобным документам нормы гражданского права 4. Можно заключить, что суды, рассматривая возникшие между работником и работодателем отношения в комплексе, как правило, игнорируют теоретические аспекты о применимости института доверенности в трудовых отношениях. Поэтому, хотя с позиции теории передача права представлять интересы работодателя в трудовых отношениях возможна только на основании внутреннего организационно-распорядительного документа работодателя (устава, ЛНА), оформление такой передачи доверенностью вряд ли повлечет негативные последствия для организации. Более того, в ряде случаев доверенность будет более удобна просто потому, что такой документ стал привычен для сотрудников государственных органов, далеко не всегда достаточно квалифицированных, чтобы вникать в теоретические основы права. Хотя это и будет ошибочно с позиции трудового законодательства.

Обратите внимание, полномочия представлять работодателя в трудовых отношениях могут быть переданы:

  • полностью либо
  • частично.

При этом считаются переданными только те полномочия, которые прямо указаны в организационно-распорядительном документе. Поэтому, если мы хотим передать все полномочия, необходимо указывать в тексте документа, что перечень полномочий открытый. Образец приказа о временной передаче полномочий в трудовых отношениях см. в Примере 6.

Повторим, порядок передачи полномочий практически не отличается вне зависимости от причин отсутствия генерального директора. Это может быть как очередной отпуск, так и длительная болезнь или ограничение свободы. Механизмы и документы для временной передачи полномочий в любом случае будут идентичны.

Мнение эксперта

В Трудовом кодексе РФ речь идет об осуществлении в комплексе и прав, и обязанностей работодателя как органами управления организацией, так и уполномоченными ими лицами. Права и обязанности работодателя тесно связаны с правами и обязанностями работников (например, ст. 21 ТК РФ), и передача прав работодателя отдельно от обязанностей на практике была бы чревата возможными нарушениями интересов работников как участников трудовых отношений.

Обратите внимание, приказы о передаче полномочий конкретным должностным лицам (с указанием их Ф. И. О.), предоставлении им права подписи кадровых документов и т. п. не могут относиться к локальным нормативным актам (ЛНА) по формальному признаку отсутствия в них норм трудового права (см. ст. 8 ТК РФ). Поэтому, чтобы в полной мере следовать букве закона, нужно обеспечить наличие непосредственно в уставе и / или Правилах внутреннего трудового распорядка (либо другом ЛНА) положений о том, что:

  • права и обязанности работодателя могут осуществляться руководителем организации,
  • а также лицами, назначенными приказом руководителя организации (либо сразу поименовать должности уполномоченных лиц в указанных документах и указать, что они автоматически осуществляют права и обязанности работодателя в период отсутствия руководителя организации).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Когда должность «Генеральный директор» надо писать с большой буквы

Согласно правилам русского языка наименования должностей оформляются строчными буквами, но при составлении документов мы должны ориентироваться на штатное расписание и Устав организации. В Уставе нашей организации наименование должности «Генеральный директор» оформлено с прописной буквы. В штатном расписании все наименования должностей также оформлены с прописной буквы, т.к. при наборе текста программа исправляет наименование на заглавную букву, и никто на это не обращает внимания. По текстам документов у нас эта заглавная буква «Г» как гвоздь торчит. При этом коллеги утверждают, что генеральный директор не должность, а орган управления. Спор идет много лет: можем ли мы отойти от этой заглавной буквы в середине предложения?

Дата и регистрация доверенности

У нас государственное учреждение. В доверенности на представление интересов стоит дата выдачи, но иногда не получается зарегистрировать доверенности этой же датой. Является ли это нарушением?

Куда переходить из запрещенных соцсетей Instagram и Facebook

Отключение Instagram и Facebook (запрещены на территории РФ) для многих стало неожиданным шоком, ведь все мы не только привыкли к этим сетям, но и вкладывались в них временным и материальным ресурсами. В настоящее время ситуация развивается таким образом, что вполне возможны санкции и в отношении других западных площадок, например, YouTube и Google. Что делать, какие выбирать альтернативные социальные сети и как максимально легко пережить этот переход, рассмотрим в статье.

Тайм-трекеры для контроля работы дистанционных сотрудников

Что могут отслеживать программы автоматического мониторинга активности сотрудников на их компьютерах, какие данные может получать работодатель. Предупреждаем о сильных сторонах и несовершенствах таких тайм-трекеров. Чем отличаются ручные трекеры, которые человек может использовать для самоконтроля. Называем наиболее популярные программы. Какие еще методы контроля работы дистанционных сотрудников выработала практика.

Как оформить подпись за директора?

Подписывать документы за директора вполне может другое лицо. Предоставить право подписи можно по всем документам либо по определенным направлениям/вопросам, только в отсутствие директора либо всегда. Для этого можно оформить штатное заместительство, временный перевод, совместительство (как внутреннее, так и внешнее) или исполнение обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения замещающего лица от основной работы. Для вашего удобства в таблице мы показали комплект документов, которым вы сможете подтвердить полномочия подписанта в каждом из этих случаев. В зависимости от способа уполномочия «дублера» его подпись на документах вместо директора должна быть оформлена по-разному – мы показали все эти варианты. Еще привели примеры исправления данных отсутствующего директора на пришедшем от контрагента проекте документа, чтобы его мог подписать другой человек (что добавлять, что зачеркивать и как удостоверять это). Объяснили, что будет в случае подписания документа неуполномоченным лицом – тут тоже возможны разные варианты.

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски (часть 1)

В этом номере журнала подробный разбор практики работы с факсимиле начинаем с выяснения допустимой сферы применения этого способа подписания документов. В каком случае это возможно для инвалидов по зрению? Как все остальные должны договариваться об уместности факсимиле на их документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно сразу отразить в заключаемом договоре? И наоборот – как в нем можно сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Отвечаем на перечисленные вопросы, основываясь на судебной практике и показывая образцы документов и их ключевых формулировок.

Когда должность «Генеральный директор» надо писать с большой буквы

Согласно правилам русского языка наименования должностей оформляются строчными буквами, но при составлении документов мы должны ориентироваться на штатное расписание и Устав организации. В Уставе нашей организации наименование должности «Генеральный директор» оформлено с прописной буквы. В штатном расписании все наименования должностей также оформлены с прописной буквы, т.к. при наборе текста программа исправляет наименование на заглавную букву, и никто на это не обращает внимания. По текстам документов у нас эта заглавная буква «Г» как гвоздь торчит. При этом коллеги утверждают, что генеральный директор не должность, а орган управления. Спор идет много лет: можем ли мы отойти от этой заглавной буквы в середине предложения?