Что делать, если «из строя вышел» генеральный директор или / и владелец бизнеса... временно либо навсегда? Какие действия предпринять компании, чтобы продолжить заключать договоры, распоряжаться денежными средствами на расчетном счете, сдавать отчетность, осуществлять функции работодателя? Какие полномочия можно передать по доверенности, а какие – нет? Когда потребуется нотариальная доверенность? И как вернуть полномочия вернувшемуся директору? Приведем образцы формулировок для документов, которые пригодятся на практике. Но в этом номере читайте только первую часть данной статьи.
В любой компании есть ключевые фигуры. Эти люди принимают решения, их подписью эти решения претворяются в жизнь. Их отсутствие может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. Основной организационной формой ведения бизнеса в нашей стране являются хозяйственные общества (ООО и АО), но количество ООО несоизмеримо больше, чем АО. Именно на них мы и остановимся, уделив внимание случаям утраты управленческого контроля «де-юре», т. е. отсутствию подписантов, а не бенефициаров (заинтересованных лиц).
Для начала нужно определить масштабы проблемы. На практике мы можем встретиться с тремя типичными ситуациями (Таблица 1). Варианты представлены по мере нарастания последствий для деятельности компании. Точнее, по уровню «шока» для управленческой вертикали. Любая из представленных в Таблице 1 ситуаций, если не предпринимать никаких мер, рискованна и чревата серьезными последствиями. Однако если случаи под пунктами 1 и 2 обычно не приводят к мгновенному коллапсу, то третий – порождает массу проблем уже практически на следующий день после происшествия. С какими проблемами столкнется организация в каждой из таких ситуаций, показываем в Таблице 2.
Таблица 1. Как может быть утрачен контроль в организации
Таблица 2. Основные проблемы из-за утраты контроля в организации
«Вышел из строя» гендир
«Пропажа» может быть условно временной и навсегда (см. Таблицу 1). Другими словами, человек оказывается в обстоятельствах, когда не в состоянии полноценно управлять компанией. Как мы и говорили, речь идет, прежде всего, о болезни или длительном отсутствии, например из-за помещения под стражу. Возможна и ситуация, когда гендир скончался, а значит, управлять организацией в принципе не может. Реже встречается признание лица недееспособным в судебном порядке или помещение его на лечение в психиатрическую клинику. Особым основанием здесь будет и «административная смерть», т. е. дисквалификация или запрет на занятие определенных должностей, наложенные компетентным органом на лицо, занимающее должность гендира.
Как ни странно, наиболее просто можно выйти из ситуации реальной смерти гендира. Единственный вариант в этом случае – провести замену. Весь комплекс мероприятий (от принятия решения о назначении нового директора до полного перехода контроля, включая замену подписей) редко занимает более 2 недель. Компания за этот период может понести определенные издержки (просрочки платежей, утрата клиентов, санкции за несвоевременно сданную отчетность либо невыплату заработной платы). Но в большинстве случаев это не приведет к критичным последствиям (банкротству или ликвидации).
Распоряжение денежными средствами – одна из основных проблем в случае «пропажи» генерального директора. На расчетном счете организации могут быть миллионы, но нет лица, имеющего полномочия на осуществление платежей. С позиции «буквы закона» есть только одно решение – назначить новое лицо, обладающее полномочиями на проведение платежей, получить на него электронную подпись и оформить в банке замену распорядителя счета.
Хотя на практике нередки случаи, когда...