Как «обезглавленной» организации продолжить работу

Что делать, если «из строя вышел» генеральный директор или / и владелец бизнеса... временно либо навсегда? Какие действия предпринять компании, чтобы продолжить заключать договоры, распоряжаться денежными средствами на расчетном счете, сдавать отчетность, осуществлять функции работодателя? Какие полномочия можно передать по доверенности, а какие – ​нет? Когда потребуется нотариальная доверенность? И как вернуть полномочия вернувшемуся директору? Приведем образцы формулировок для документов, которые пригодятся на практике. Но в этом номере читайте только первую часть данной статьи.
Начало статьи. Окончание в № 01 / 2021
Начало статьи. Окончание в № 01 / 2021

В любой компании есть ключевые фигуры. Эти люди принимают решения, их подписью эти решения претворяются в жизнь. Их отсутствие может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. Основной организационной формой ведения бизнеса в нашей стране являются хозяйственные общества (ООО и АО), но количество ООО несоизмеримо больше, чем АО. Именно на них мы и остановимся, уделив внимание случаям утраты управленческого контроля «де-юре», т. е. отсутствию подписантов, а не бенефициаров (заинтересованных лиц).

Для начала нужно определить масштабы проблемы. На практике мы можем встретиться с тремя типичными ситуациями (Таблица 1). Варианты представлены по мере нарастания последствий для деятельности компании. Точнее, по уровню «шока» для управленческой вертикали. Любая из представленных в Таблице 1 ситуаций, если не предпринимать никаких мер, рискованна и чревата серьезными последствиями. Однако если случаи под пунктами 1 и 2 обычно не приводят к мгновенному коллапсу, то третий – ​порождает массу проблем уже практически на следующий день после происшествия. С какими проблемами столкнется организация в каждой из таких ситуаций, показываем в Таблице 2.

Таблица 1. Как может быть утрачен контроль в организации

Таблица 2. Основные проблемы из-за утраты контроля в организации

«Вышел из строя» гендир

«Пропажа» может быть условно временной и навсегда (см. Таблицу 1). Другими словами, человек оказывается в обстоятельствах, когда не в состоянии полноценно управлять компанией. Как мы и говорили, речь идет, прежде всего, о болезни или длительном отсутствии, например из-за помещения под стражу. Возможна и ситуация, когда гендир скончался, а значит, управлять организацией в принципе не может. Реже встречается признание лица недееспособным в судебном порядке или помещение его на лечение в психиатрическую клинику. Особым основанием здесь будет и «административная смерть», т. е. дисквалификация или запрет на занятие определенных должностей, наложенные компетентным органом на лицо, занимающее должность гендира.

Как ни странно, наиболее просто можно выйти из ситуации реальной смерти гендира. Единственный вариант в этом случае – ​провести замену. Весь комплекс мероприятий (от принятия решения о назначении нового директора до полного перехода контроля, включая замену подписей) редко занимает более 2 недель. Компания за этот период может понести определенные издержки (просрочки платежей, утрата клиентов, санкции за несвоевременно сданную отчетность либо невыплату заработной платы). Но в большинстве случаев это не приведет к критичным последствиям (банкротству или ликвидации).

Распоряжение денежными средствами – ​одна из основных проблем в случае «пропажи» генерального директора. На расчетном счете организации могут быть миллионы, но нет лица, имеющего полномочия на осуществление платежей. С позиции «буквы закона» есть только одно решение – ​назначить новое лицо, обладающее полномочиями на проведение платежей, получить на него электронную подпись и оформить в банке замену распорядителя счета.

Хотя на практике нередки случаи, когда платежи (используя электронную подпись) проводят от имени лишенного полномочий или умершего генерального директора. Это весьма...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как изменилась дистанционная работа с 1 января 2021 года

Поможем вам разобраться в изменениях правил дистанционной работы, которые «заработали» с января 2021 года в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на «удаленку»; всегда ли требуется согласие работника; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; как обмениваться документами; когда и какие электронные подписи использовать; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; чем работодатель должен обеспечить таких работников; по каким причинам их можно уволить и т.д. Привели все принципиальные положения главы 49.1 ТК РФ и собрали мнения экспертов: что станет лучше для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Как «обезглавленной» организации продолжить работу

Что делать, если «из строя вышел» генеральный директор... временно либо навсегда? Какие действия предпринять компании, чтобы продолжить заключать договоры, распоряжаться денежными средствами на расчетном счете, сдавать отчетность, осуществлять функции работодателя? Какие полномочия можно передать по доверенности, а какие – ​нет? И как вернуть полномочия вернувшемуся директору? Приводим образцы формулировок для документов, которые пригодятся на практике. Рассмотрели разные варианты «выбытия» участника общества (владельца бизнеса), чтобы сориентировать вас в возможных последствиях и способах нормализации ситуации. В этом номере читайте вторую часть данной статьи.

Отстранение от работы из-за повышенной температуры в период борьбы с COVID-19: как оформить приказ, ответственность за нарушения

Кто обязал работодателей ежедневно измерять температуру у своих сотрудников и в случае обнаружения повышенной температуры отстранять таких лиц от работы? Какая температура считается повышенной? Ответственность организации и человека, которые отказываются от соблюдения мер профилактики COVID-19, весьма серьезная (в исключительных случаях для граждан штраф до 2 000 000 руб. и лишение свободы до 5 лет, организацию могут оштрафовать до 1 000 000 руб., приостановить ее деятельность до 90 суток и дисквалифицировать руководителя) – разъясняем в статье все возможные варианты. Поэтому работодателю важно документировать факт отстранения от работы предположительно заболевшего сотрудника. Объясняем также, что нужно сделать потом.

Когда составлять итоговую запись к номенклатуре дел?

Когда составлять итоговую запись к номенклатуре дел о заведенных за прошедший год делах? Какие-то подразделения смогут предоставить в службу делопроизводства эти сведения в начале следующего 2021 года. Но из-за пандемии многих перевели на дистанционную работу, поэтому какие-то подразделения смогут все посчитать гораздо позже (даже не знаю когда, может в марте или апреле… или к лету). Тогда в итоговой записи ставить реальную дату ее заполнения (даже летнюю) или все-таки лучше ее оформить задним числом?

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Доверенности: как выдавать, учитывать и отменять

В конце года стоит провести «инвентаризацию» доверенностей, чтобы «переиздать» нужные и собрать или отозвать ненужные организации доверенности. Объясняем, как выдавать и оформлять доверенности (что указывать обязательно, а что нет, сколько они могут действовать, как идентифицировать организацию, ИП и физлицо в качестве доверителя или поверенного) – приводим образцы отдельных формулировок и целой доверенности. Можно ли выдавать несколько экземпляров одной доверенности, как заверить ее копии. Как организации фиксировать факт выдачи доверенности – что стоит сохранять кроме учетной записи в журнале. Показываем, как отзывать доверенности: даем образцы приказов об отзыве конкретной доверенности и всех выданных за определенный период (актуально при смене гендиректора), письма контрагенту и уведомления в суд, извещения поверенного о необходимости возврата доверенности и акта на случай его отказа.

Как оформить подпись за директора?

Подписывать документы за директора вполне может другое лицо. Предоставить право подписи можно по всем документам либо по определенным направлениям/вопросам, только в отсутствие директора либо всегда. Для этого можно оформить штатное заместительство, временный перевод, совместительство (как внутреннее, так и внешнее) или исполнение обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения замещающего лица от основной работы. Для вашего удобства в таблице мы показали комплект документов, которым вы сможете подтвердить полномочия подписанта в каждом из этих случаев. В зависимости от способа уполномочия «дублера» его подпись на документах вместо директора должна быть оформлена по-разному – мы показали все эти варианты. Еще привели примеры исправления данных отсутствующего директора на пришедшем от контрагента проекте документа, чтобы его мог подписать другой человек (что добавлять, что зачеркивать и как удостоверять это). Объяснили, что будет в случае подписания документа неуполномоченным лицом – тут тоже возможны разные варианты.

Купеческое слово

Любопытные исторические факты показывают принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде.