У вашего потенциального контрагента может быть красивый сайт, офис в центре города и представитель в дорогом костюме. По факту же картина может быть совсем иной: за аренду офиса скопился большой долг, директор в бегах, а у представителя нет надлежащих полномочий на подписание договора. Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании не только финансовыми и репутационными рисками, но и налоговыми. Например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета или признать понесенные по сделкам с данным партнером расходы в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
По мнению ФНС России, задача добросовестного налогоплательщика – самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел. В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ведомство рекомендовало налогоплательщикам в целях проявления должной осмотрительности пользоваться общедоступными электронными сервисами. В этой статье мы дадим вам ссылки на 19 таких интернет-сервисов и объясним, где что полезного можно узнать.
В процессе осуществления проверки контрагентов по всем известным и доступным ресурсам не стоит забывать, для чего, собственно, это делается. Процесс не должен быть ради процесса.
Если окажется, что у контрагента не все чисто, стоит задуматься о том, чтобы не иметь с ним взаимоотношений (в зависимости от степени «нечистоплотности» и цены договора, конечно). При этом сотрудник, в зоне ответственности которого находится проверка контрагентов, должен предупредить руководство, принимающее окончательное решение по заключению сделки, и должностных лиц, которые участвуют в процессе согласования сделки с данным контрагентом, о его «дефектности» и связанных с этим рисках.
Обычно это делается в порядке, установленном действующими в организации Положением о порядке подготовки проектов, согласовании и заключении договоров и иных сделок, Регламентом проверки контрагентов и т. п. локальными нормативными актами. Даже если соответствующая процедура на локальном уровне не урегулирована, стоит позаботиться о том, чтобы донести информацию о результатах проверки контрагента до уполномоченных лиц письменно. Например, путем составления (желательно получить подтверждение такого вручения любым из доступных способов) служебной записки с подробным описанием рисков и приложением документов, полученных в ходе осуществления проверочных...