Top.Mail.Ru

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Любой архив, от огромного федерального до самого маленького в небольшой организации, нуждается в материально-техническом обеспечении, чтобы полноценно функционировать. Без сомнений, у разных по масштабу архивов потребности будут разные, но в сущности не имеет принципиального значения, говорим ли мы о солидном учреждении с миллионным количеством единиц хранения или об архиве небольшой организации местного масштаба – разница будет только в объемах финансирования, ведь каждый архив нуждается, например, в стеллажах и коробах / папках для хранения архивных документов, да элементарно в бумаге, ручках, карандашах и пр. Нет проблем, когда у организации, что называется, «денег куры не клюют» и завхоз может взять и выдать нужную вещь по первому требованию. Но в реальности дело обстоит обычно иначе.

Сколь бы богато ни было предприятие, деньги не могут тратиться без счета. Традиционно во второй половине календарного года бухгалтерия 1 начинает собирать со структурных подразделений предприятия заявки на финансовое обеспечение на предстоящий календарный год. И архиву 2 предприятия также надлежит рассчитать свои потребности, дабы в течение года работать в штатном режиме.

Все потребности архива можно разделить:

  • на те, что обеспечиваются однократно либо на длительный срок,
  • и те, что должны обеспечиваться ежегодно.

Архиву свои потребности нужно знать назубок, чтобы своевременно подать заявку, и – главное! – уметь обосновать их. В статье мы рассмотрим типичные потребности обычного архива организации. Начнем с простого: с однократных и/или долговременных покупок, потом поговорим о ежегодных, а главное будет в конце статьи.

В первую очередь архиву необходимо место, где будут храниться документы. Пунктом 77 архивных Правил 2023 года 3 установлено, что им может быть как целое здание, так и отдельное помещение в здании организации. Но на практике порой «архивом» становятся стеллажи и шкафы в кабинетах работников предприятия. С чего начинается материально-техническое обеспечение в каждом из этих случаев?

Связанный материал
Экономика использования упаковки для почтовых отправлений
№ 08 / 2024
Связанный материал
Опыт внедрения организацией сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»
№ 11 / 2022

См. в статье «Опыт внедрения организацией сервиса “Электронное заказное письмо” от “Почты России”» в № 11’ 2022 как заключить договор; кому можно направлять документы через этот сервис; как определить видовой состав и объемы документов, пересылаемых простыми и заказными электронными отправлениями; как рассчитать бюджет проекта, на чем можно сэкономить; как формировать пакеты документов и реестры для отправки, какую отчетность по результатам отправки вы получите

Связанный материал
Экономика отправки корреспонденции по почте
№ 06 / 2024

В статье «Экономика отправки корреспонденции по почте» в № 6’ 2024 как спланировать почтовые расходы в Excel, чтобы при имеющихся объемах корреспонденции выбрать оптимальные способы отправки (с франкированием конвертов, наклейкой марок собственными силами или силами почты, электронным сервисом «Почты России»); как контролировать расход бюджета; как заключить договор с «Почтой России», а потом «закрывать» его ежемесячно актом и по окончании года

Оборудование длительного срока использования в архиве

Независимо от того, выделено под архив целое здание или помещение в здании 4 организации, первое, чем должен быть оборудован архив, это стеллажи (шкафы) для хранения документов. Как их выбрать – простор для вашей фантазии, но необходимо соблюсти одно обязательное требование: стеллажи (шкафы) должны быть только металлическими 5. Другие ограничения могут быть установлены «кошельком» предприятия и особенностями помещений архива. Покупка стеллажей – дело дорогостоящее, но, к счастью для бюджета, это не нужно делать ежегодно в обязательном порядке. См. далее фрагмент Правил 2023 года с требованиями к размещению стеллажей в архивохранилище.

Совет практика: если финансовое положение позволяет, лучше приобретать мобильные или передвижные стеллажи – они дороже, но экономят площадь помещения, т.к. для мобильных стеллажей не установлены обязательные требования 6 по соблюдению расстояний между ними и до стен.

Фрагмент документа

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях» (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77)

80. Архивные документы размещаются в архивохранилище на стационарных, передвижных и (или) мобильных металлических стеллажах, в металлических шкафах, сейфах или контейнерах.

В качестве специального оборудования возможно использование стационарных отсеков боксов с металлическими перегородками и полками.

Не разрешается хранение архивных документов в транспортной таре, в штабелях, на полу, подоконниках, лестничных площадках и других, не предназначенных для их хранения местах.

81. При расстановке стеллажей в архивохранилище предпочтение должно отдаваться их перпендикулярной ориентации по отношению к стенам с оконными проемами и размещению на удалении не менее 1 м от источников тепла.

82. При расстановке стеллажей (шкафов, сейфов) в архивохранилище рекомендуется предусматривать следующие расстояния между:

а) торцами стеллажей (главный проход) – не менее 120 см;

б) рядами стеллажей (межстеллажный проход) – не менее 75 см;

в) стеллажами, параллельными стене, и наружной стеной здания – не менее 75 см;

г) торцом стеллажа и стеной – не менее 45 см;

д) верхней полкой стеллажа и потолком – 50 см;

е) нижней полкой стеллажа и полом – не менее 15 см (в цокольных этажах – не менее 30 см).

Размещение мобильных стеллажей производится с учетом особенностей помещений и размещаемого оборудования.

83. Архивные документы, за исключением находящихся в СХЭД, размещаются в первичных средствах хранения:

а) на бумажном носителе – в коробках, папках, конвертах;

б) аудиовизуальные – в коробках и бюксах, ящиках упаковочных для фильмов (яуфах), конвертах;

в) электронные на физически обособленных носителях – в упаковке, рекомендованной производителями носителей.

84. На первичном средстве хранения архивных документов указываются номер и название фонда, номер описи дел, документов, крайние номера единиц хранения, размещенных в нем.

85. Противопожарный режим в здании или помещении архива устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности<32>.

____________________________________

<32> Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
 


...87. Архивные документы необходимо хранить в темноте, для чего они размещаются в первичных средствах хранения, предусмотренных пунктом 83 Правил, а также в шкафах или на стеллажах закрытого типа.

Естественное освещение в архивохранилище допускается при условии применения на окнах светорассеивателей, регуляторов светового потока (специальных стекол), защитных фильтров и покрытий, жалюзи.

Для искусственного освещения применяются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой поверхностью.

Разрешается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра, светодиодных светильников, разрешенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере пожарной безопасности<33>.

____________________________________

<33> Статьи 3 и 16 Федерального закона № 69-ФЗ; Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Экономика использования упаковки для почтовых отправлений

Какие виды конвертов бывают по формату, материалу изготовления, наличию окошек и др. Что означают литеры на конвертах. Особенности работы с маркированными конвертами. Как выяснить потребности и спланировать закупку разных видов упаковки для почтовых отправлений. В какой упаковке что удобнее отправлять. Как выбор упаковки может повлиять на почтовый тариф. Сколько весит 1 лист документа. Как рассчитать вес и стоимость отправления. Обратите внимание на изменение почтовых тарифов с 01.07.2024!

Составление паспорта архива организации (часть 3)

Нюансы заполнения паспорта архива организации, хранящего управленческую документацию, а также пример оформления пояснительной записки к нему.

Защита персональных данных и архивные документы

Распространяется ли закон о персданных на архивные документы? Какие документы считаются архивными? Заметим, что ответы на эти вопросы пока не однозначны. Как тогда архиву защищать персональные данные при ответе на запросы граждан, в т.ч. из-за рубежа? На какую нормативную базу можно опереться? Данная статья стала результатом подготовки ответов на вопросы наших читателей, которым сложно работать при отсутствии ясной и логичной нормативной базы.

Экономика отправки корреспонденции по почте

Как спланировать почтовые расходы с использованием таблиц в Excel – показываем логику расчетов, чтобы при имеющихся объемах корреспонденции выбрать оптимальные способы отправки: с франкированием конвертов, наклейкой марок собственными силами или силами почты, электронным сервисом «Почты России». Как контролировать расход бюджета с помощью таблиц и диаграмм в Excel. Как заключить договор с «Почтой России», а потом «закрывать» ежемесячно актом и по окончании года.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Опыт внедрения организацией сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»

Подробно описан опыт Отделения ПФР по Тверской области по внедрению сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»: как заключить договор, что и кому придется делать, кому можно направить документы электронно через этот сервис. Как определить видовой состав и объемы пересылаемых электронно документов (простыми и заказными отправлениями), как на основе этих данных рассчитать бюджет проекта, на чем можно сэкономить. Как формировать пакеты документов и реестры для отправки, какую отчетность по результатам отправки вы получите. Как лучше внедрять новый проект постепенно (чтобы не рисковать).

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.