Рассказываем о способах взаимодействия с отделениями почты. Помогаем выстроить отношения с инициаторами отправки документов внутри своей компании. Опубликован пример Регламента организации отправки документов почтой, журнала регистрации почтовых отправлений, оформления списка рассылки заказных отправлений (по форме 103). Увидите, какими сервисами можно пользоваться на сайте «Почты России». Поможем вам оформить доверенность для курьера на получение и отправку корреспонденции организации на почте на следующий год.

Какие бывают письма

Конечно, первая и главная функция почты - пересылка различных отправлений, которые делятся на 2 большие категории: регистрируемые и нерегистрируемые.

Регистрируемое отправление отличается тем, что при отправке оно получает уникальный почтовый идентификатор. По нему не просто можно отследить продвижение почтового отправления, но и при необходимости получить от почты юридически значимое подтверждение того, что письмо было вручено адресату или его представителю. К регистрируемым почтовым отправлениям, с которыми обычно сталкиваются работники канцелярии, относятся:

  • заказные письма / бандероли и
  • они же, но с добавлением уведомления о вручении и описи вложений.

Нерегистрируемое отправление - это, например, обычное письмо, которое мы опускаем в почтовый ящик. В этот момент его следы теряются и могут даже никогда не найтись. Никто не сможет доказать, что мы отправляли это письмо, никто также не докажет, что адресат его получил. Поэтому документы, потеря которых может повлечь последствия юридического и финансового характера, простыми письмами лучше не отправлять.

Пожалуй, самая распространенная дополнительная услуга, которую покупают абоненты почты при отправке регистрируемого почтового отправления - это простое уведомление о его доставке. Получатель распишется и поставит дату получения письма в специальной форме, которая (за счет отправителя) потом будет ему, отправителю, возвращена.

Опись вложения, по утверждению «Почты России»1, является юридически значимым документом. Она представляет собой бланк утвержденной формы, который заполняется отправителем для фиксирования содержимого отправления, количества и, при необходимости, ценности. Письмо с описью вложения следует приносить на почту незапечатанным: оператор, принимая его, должен убедиться, что содержимое конверта соответствует описи.

Если мы хотим подтвердить получение адресатом конкретного документа, лучше использовать опись вложения. Простое уведомление содержит подпись получателя о том, что ему вручили конверт или бандероль, но не свидетельствует о том, что в полученной «упаковке» было определенное содержимое. Ведь там могли быть и открытка, и счет-фактура, и любой другой документ. А в описи отправитель может указать реквизиты вложенного документа (наименование вида, номер и дату), так что двояким толкованиям здесь места не останется.

Письмо от бандероли отличается только весом: оба отправления могут выглядеть одинаково - быть запакованы в один и тот же конверт, чуть различающийся толщиной. Если ваше отправление более 100 гр., то это уже считается бандеролью. Конечно, конверты могут быть разными по материалу, размеру и весу, но обычно вложение в самый простой легкий конверт документов до 20 листов еще позволяет именовать отправление письмом, а если нужно отправить 20 и больше листов А4 формата - то это уже бандероль. Разница между письмом и бандеролью заключается в весе и почтовом тарифе, вот все! Поэтому далее в статье для краткости будем оперировать только понятием «письмо».

Как работать с почтой

Способов работы организации с почтой на сегодняшний день всего два:

  • или представитель компании идет на почту,
  • или почта в лице работника отделения приходит в компанию.

О корпоративном обслуживании мы поговорим ниже, а о походах вашего курьера в почтовое отделение уточним, что необязательно ходить на почту исключительно «по месту прописки». Отправлять письма можно из любого отделения, какое нравится и удобно. Почтовые отделения бывают разной классности, и если в одних все посетители вынуждены стоять в общей очереди в единственное «окошко», то в других представители организаций обслуживаются отдельно от физических лиц.

А вот получение писем необходимо организовать в том почтовом отделении, к которому компания относится по своему юридическому адресу, т.к. именно на него будут отправлять важную корреспонденцию суды и иные госорганы. Часто юридический адрес (зарегистрированный в ЕГРЮЛ) и почтовый (по месту расположения офиса) различаются, и организации удобнее получать корреспонденцию рядом с офисом. Тогда ее забирают по двум адресам (по юридическому реже, по фактическому чаще заодно с отправкой корреспонденции). Хотя бы раз в неделю почтовый ящик по юридическому адресу стоит проверять.

Три формы организации отправки писем:

  • работники отправляют письма сами. Этот вариант распространен в небольших компаниях, где система работы с почтой никак не налажена. Если у кого-то появляется потребность отправить письмо, то он едет в почтовое отделение сам. На следующий день квитанция сдается в бухгалтерию, оформляется авансовый отчет, и деньги за отправку письма возвращаются сотруднику. «Плюс» у этого варианта только один: по вопросам отправки канцелярия с почтой не пересекается вообще. А минус следующий: коллеги очень быстро поймут, что под предлогом отправки письма можно уйти по своим делам, а большая очередь в отделении поможет оправдать даже многочасовое отсутствие на работе. В целом такой подход неэффективен;
  • в компаниях «постарше» почта поручается одному из секретарей или работников канцелярии, а может быть, и курьеру. Этот работник собирает у себя все отправления организации, учитывает их, оформляет и «оптом» отправляет в установленные дни, как правило, дважды в неделю. Плюс в централизации процесса: есть ответственный работник, есть учет отправлений и точно определенные дни, когда будет отправка. Минус - отправку срочной корреспонденции приходится организовывать специально;
  • корпоративное обслуживание «Почтой России» - вариант «для продвинутых». Если компания ежедневно готовит несколько десятков писем, то оформление такого сотрудничества - лучший вариант. С почтой заключается договор, по условиям которого ежедневно (или в установленные дни) приезжает работник почтового отделения, привозит корреспонденцию для получения и забирает для отправки. Ваш сотрудник никуда не ездит, а занимается только учетом и оформлением отправлений. Плюс - экономия времени и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Ближайшие изменения нормативно-методической базы в сфере управления документами

Интервью с Павлом Кюнгом, директором Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Какие новые нормативные и методические документы сейчас разрабатываются, когда ждать их вступления в силу. В частности, узнаете о новом типовом Перечне документов со сроками хранения, о Методических рекомендациях к новому ГОСТ Р 7.0.97-2025 об оформлении организационно-распорядительных документов, о Методических рекомендациях к Правилам работы архивов организаций (2023 года) и др. документах

Как выстроить систему учета для контроля исполнения поручений

За счет чего можно выстроить прозрачную автоматизированную систему контроля за исполнением поручений / документов: подходы в работе, логика действий, примеры (фиксация спуска задач вниз по нескольким этажам иерархии управления и их разветвление на подзадачи, отчеты об их исполнении, корректировка срока исполнения, уточнение задач и др.). Какие данные стоит фиксировать в отдельных полях, чтобы иметь возможность фильтровать и искать по ним информацию, формировать потом отчеты. Как рассчитывается коэффициент исполнительской дисциплины. Как можно оформить итоговый отчет за год.

Как нумеровать протоколы комиссий

Какие протоколы нумеровать в пределах календарного года, а какие – в пределах срока полномочий комиссии. По какой логике нумеруются протоколы постоянных и временных комиссий (и почему ей не всегда следуют). Когда протокол регистрируется. Обязательны ли для него дата и номер. В каких регламентирующих документах и как сформулировать правила нумерации протоколов. Если нумерация ведется в пределах срока полномочий комиссии, то начинается ли она заново при изменении ее персонального состава, председателя, срока полномочий. Как срок полномочий формулируется в приказе о создании временной комиссии.

Ведение медицинской документации при проведении телемедицинских консультаций

С 1 сентября 2025 вступил в силу новый Порядок Минздрава России по телемедицине. При этом продолжает действовать «общий» Порядок работы с электронными медицинскими документами 2020 года. Предлагаем посмотреть, как обеспечивается юридическая сила и защита электронных медицинских документов, оформляемых по результатам телемедицинской консультации (как между врачами, так и с пациентом). Как государство участвует в этом процессе – что фиксируется в государственных ИС? В каком порядке документы подписываются электронными подписями и регистрируются? Где они хранятся? По какому ведомственному Перечню определять сроки хранения? Как пациент потом может получить к ним доступ на госуслугах? Как аптеки смогут увидеть электронный рецепт пациента, выписанный ему дистанционно? Примеры оформления заключения врача-консультанта, протокола консилиума врачей, медицинского заключения по результатам дистанционной консультации пациента, заявления пациента с просьбой дублировать на бумаге его электронные медицинские документы.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.