Номенклатура дел и СЭД в руках службы делопроизводства

Это теоретическая статья. С точки зрения методологии управления документами и на основе нормативной базы автор рассуждает о роли службы делопроизводства в процессах разработки номенклатуры дел и СЭД ,о взаимных настройках классификаторов, о номенклатуре дел как системном классификаторе.

Ответственность службы делопроизводства

В IV квартале каждого календарного года на страницах нашего журнала публикуются статьи о методике разработки номенклатур дел в разных организациях, о возникающих проблемах и способах их разрешения. Публикуются также мнения руководителей и специалистов служб делопроизводства, чей практический опыт имеет значение для профессионального сообщества в порядке обмена лучшими практиками.

Значение номенклатуры дел как многофункционального документа постепенно признается и руководителями организаций, и начальниками основных подразделений, в т.ч. ИТ-подразделений в связи с применением систем электронного документооборота и цифровизацией документируемых процессов деятельности организации.

Причем некоторые службы делопроизводства, чтобы избежать латинского «привкуса» петровской эпохи в названии данного документа (nomenclature – перечень, роспись имен; nomen – имя, название, наименование), который непонятен современным руководителям, при планировании работы фактическую номенклатуру дел называют перечнем дел / заголовков дел, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков их хранения и разрабатывают ее в соответствии с действующими правилами 1.

На IV квартал службы делопроизводства обычно планируют актуализацию действующей номенклатуры дел, т.е. выявление всех изменений, произошедших с начала года в деятельности организации, в законодательных, нормативных правовых и локальных нормативных актах, возникших новых видов документов и форм отчетности (бумажных или электронных), изменения в организационной структуре и функциях подразделений организации. В результате анализа принимается одно из решений:

  • о разработке и подготовке к утверждению дополнения к действующей номенклатуре дел. Номенклатура, как правило, действует в течение 3–5 лет, если направления деятельности и функции организации, а также состав обеспечивающих их документов и дел остаются относительно стабильными. Дополнение к утвержденной номенклатуре дел введено действующими Правилами делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления 2;
  • о подготовке к утверждению номенклатуры дел на очередной календарный год на основе действующей номенклатуры дел на текущий год для закрепления всех изменений в составе документального фонда (такой способ внесения изменений применяется в соответствии с п. 4.11 Правил 2015 года 3, поскольку экспертиза ценности документов должна проводиться ежегодно);
  • о разработке и подготовке к утверждению новой номенклатуры дел, если серьезные организационные и функциональные изменения требуют таких же серьезных изменений в систематизации документального фонда, закрепленной действующей номенклатурой дел (новый документ может быть разработан и вступить в силу также в любой период в течение года, если организация изменяет свою структуру и направления деятельности, а не только с начала календарного года).

Такая интеллектуально-аналитическая работа и трудоемкость разработки и постоянной актуализации номенклатуры дел обусловлены тем, что в процессе ее создания и ведения осуществляется экспертиза ценности документов на первом ее этапе, когда определяются значимость и доказательная сила документов для деятельности организации, а также сроки их хранения.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Подлинники, копии, дубликаты – что и как отражать в номенклатуре дел?

В номенклатуру дел наряду с подлинниками включены и вторые экземпляры документов. Как правильно отразить их в номенклатуре и как определить срок хранения таких документов? Например, по итогам года обнаружили несколько штатных расписаний.

Должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре и описи?

В итоговой записи к номенклатуре указано, сколько дел постоянного хранения образовано в истекшем году. Но в архив организации поступило дел больше, чем указано в итоговой записи. Возможна ли ситуация наоборот: в архив поступает меньше дел, чем указано в итоговой записи к номенклатуре? В принципе, должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре дел и в описи за один и тот же год?

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.