Top.Mail.Ru

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Общий порядок рассмотрения обращений за 30 дней

Общий порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 1. Он распространяется:

  • на государственные органы и органы местного самоуправления, а также
  • организации, на которые возложены публично значимые функции.

Связанный материал
Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства
№ 07 / 2023

См. статью «Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства» в № 7’ 2023

Связанный материал
Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 1)
№ 01 / 2018

См. статью «Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством» в № 1’ 2018: когда документ считается полученным; на какие запросы официальных органов когда надо ответить (налоговая, финмониторинг, следственный комитет, прокуратура, полиция, антимонопольный орган); сроки исполнения документов, полученных от ГИТ, потребите- лей и контрагентов; санкции за нарушение сроков

Связанный материал
Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 2)
№ 02 / 2018

См. статью «Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством» в № 2’ 2018: когда документ считается полученным; на какие запросы официальных органов когда надо ответить (налоговая, финмониторинг, следственный комитет, прокуратура, полиция, антимонопольный орган); сроки исполнения документов, полученных от ГИТ, потребите- лей и контрагентов; санкции за нарушение сроков

И вот это очень интересный момент: как определить, какие организации попадают в категорию выполняющих публично значимые функции? Ответ дает анализ судебной практики, в нормативных правовых актах определение слишком расплывчатое.

В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ нашел подтверждение публично-правовой статус следующих субъектов:

  • адвокаты (постановление от 23.12.1999 № 18-П, определение от 01.06.2010 № 782-О-О);
  • нотариусы (постановление от 19.05.1998 № 15-П);
  • арбитражные управляющие, саморегулируемые организации арбитражных управляющих (постановление от 19.12.2005 № 12-П);
  • политические партии (постановление от 16.07.2007 № 11-П);
  • аудиторские организации, действующие по полномочию государства (определение от 13.05.2010 № 685-О-О);
  • коммерческие банки, принявшие на себя обязательства по осуществлению государственной финансовой поддержки (определение от 19.05.2009 № 596-О-О);
  • аттестационные комиссии уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов, муниципальных районов (определение от 07.06.2011 № 767-О-О);
  • избирательные комиссии (определение от 16.12.2010 № 1722-О-О);
  • третейские суды (постановление от 26.05.2011 № 10-П);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (постановление от 18.07.2012 № 19-П).

Опытным путем можно также выяснить, что, например, управляющая многоквартирным домом компания, газоснабжающая компания не выполняют публично значимых функций (удивлены? но суды так решили!).

«Газпромбанк» тоже сумел доказать, что этот банк не выполняет публично значимой функции. Причем получилось у него это не сразу, пришлось пройти несколько судебных инстанций, потому что поначалу судьи думали иначе.

Таким образом, вопрос о том, какие организации подпадают под действие Закона об обращениях граждан, не всегда решается однозначно. При этом судебная практика может и сменить ранее установленную «моду», такое порой случается. Поэтому большинство организаций все-таки старается следовать общему правилу – отвечать на обращения граждан и организаций в течение 30 календарных дней, если для возникшей ситуации нет какого-то особо оговоренного порядка взаимодействия и сроков (например, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в ст. 22 устанавливает сроки удовлетворения отдельных требований потребителя).

Чтобы не допускать разночтений, для организаций финансовой сферы и решили однозначно установить единые требования, которым те обязаны следовать. Прежде чем рассматривать этот новый порядок, чтобы понять, что изменилось, давайте сначала посмотрим, каков общий порядок ответа на обращения согласно Закону об обращениях граждан.

Итак, общее правило ответа на обращение следующее:

  • сроки исчисляются в календарных днях;
  • зарегистрировать поступившее обращение надо в течение 3 календарных дней после получения, при этом 1-й из этих дней – это день поступления документа в организацию;
  • исчисление срока начинается на следующий день после даты регистрации обращения и изначально составляет 30 календарных дней (сокращается он в исключительных случаях), хотя срок может быть и продлен (см. далее фрагмент Закона об обращениях граждан);
  • при окончании срока в нерабочий день документ подлежит исполнению в ближайший следующий за ним рабочий день.

В виде списка мы показали ключевые элементы процесса, который более детально описан в законе. Чтобы было еще понятнее, приведем пример исчисления срока исполнения обращения (см. Пример 1).

Фрагмент документа

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. <. . .>

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Пример 1. Срок исполнения обращения (по общему правилу за 30 календарных дней без продления срока)

Покажем, когда надо зарегистрировать и исполнить обращение в ситуации, когда «карты путают» майские праздники, т.е. срок выпадает на нерабочий день и из-за этого он сдвигается. Нерабочие праздничные и выходные дни выделены на календаре жирным начертанием.
Допустим, обращение поступило 08.04.2024. Это 1-й из 3-х дней, отведенных на регистрацию обращения.
Например (см. календари), мы зарегистрировали его на 3-й день 10.04.2024. Тогда далее отсчитываем 30 календарных дней начиная со следующего дня – 11.04.2024 (это 1-й из 30 дней), а 10.05.2024 – это 30-й и последний день, отведенный на исполнение обращения.
Но 10.05.2024 – нерабочий день, поэтому последний срок своевременного исполнения переносится на ближайший следующий рабочий день – 13.04.2024.
Если бы мы зарегистрировали обращение 08.04.2024, то 30-дневный срок исполнения надо было бы начинать отсчитывать с 09.04.2024, тогда он бы истек 08.05.2024 – это рабочий день, поэтому никаких переносов не происходит.

Ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (включая срыв срока исполнения) предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ – штраф от 5 000 до 10 000 руб.

По этой статье могут привлечь к ответственности должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Обычные коммерческие организации явным образом в этот перечень не входят.

Новый единый порядок ответа на обращения для финансовых организаций – за 15 дней

Этот порядок вступит в силу с 1 июля 2024 года. Значит, обращения, полученные начиная с этой даты, должны будут исполняться уже по новым правилам.

Изменения в целый ряд законов внес Федеральный закон от 04.08.2023 № 442-ФЗ 2. Он дополнил их положениями с описанием единого порядка рассмотрения обращений граждан – их список как раз и показывает, на кого распространяются новые правила, на какие участки работы 3:

  • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России 4;
  • Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» 5;
  • Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства

Детально рассматриваем сроки регистрации и исполнения документов по правилам, установленным для государственных и муниципальных органов, а также для госорганизаций. Сравниваем их между собой и с правилами, зафиксированными в ГК РФ. Иллюстрируем на примере с календарем. Объясняем реальную границу свободы выбора для «обычных» негосударственных организаций: какие правила не для них, а что в любом случае соблюдать придется. Отмечаем расхождения в правилах для госорганов и их отдельной категории – федеральных органов исполнительной власти.

Истребование документов налоговой и их представление по разным каналам связи (часть 2)

Объясняем смысл ст. 6.1 НК РФ на примерах, чтобы показать расчет срока исполнения требования ИФНС о представлении документов / пояснений: где и как он может быть указан, как это понимать, как определить дату получения требования (с которой начинается отсчет), если оно передано лично, через «Почту России» или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) – в каждом из этих вариантов есть своя специфика! Как подтвердить факт представления документов / пояснений в зависимости от способа их передачи в налоговую. Вольна ли организация в выборе «канала передачи». Какие штрафы грозят за нарушение сроков.

Как на практике вычислять сроки в трудовых отношениях

Показываем на примерах, как исчислять периоды, указанные в часах, днях, неделях, годах. Что делать, если первичный расчет выдает дату выходного или праздничного дня. Есть моменты, когда даже суды по-разному трактуют применение озвученных в ТК РФ правил – предупредим, как лучше «подстелить соломки» в этих спорных ситуациях. Все это поможет вовремя выдать работнику запрошенные им документы, подать объяснительную записку, утвердить график отпусков, уведомить о приближающемся отпуске, выплатить отпускные, разобраться с датой начала работы, испытательным сроком, датой увольнения при срочном трудовом договоре и издания приказа об этом, до какой даты придется отработать после подачи заявления об увольнении по собственному желанию и др.

Истребование документов налоговой и их представление по разным каналам связи (часть 1)

Какие варианты истребования документов и пояснений используются налоговиками (лично, по почте, через телекоммуникационные каналы связи). Как представить документы, если оригинал создан в бумажном виде, в электронном виде в утвержденном или собственном формате – для каждого из этих вариантов есть своя специфика. Как подтвердить представление таких документов в зависимости от используемого «канала передачи». Как рассчитать срок представления. Как составить пояснения (с образцами оптимальных формулировок). Все показано на примерах документов. В этом номере читайте 1-ю часть статьи.

Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства

Детально рассматриваем сроки регистрации и исполнения документов по правилам, установленным для государственных и муниципальных органов, а также для госорганизаций. Сравниваем их между собой и с правилами, зафиксированными в ГК РФ. Иллюстрируем на примере с календарем. Объясняем реальную границу свободы выбора для «обычных» негосударственных организаций: какие правила не для них, а что в любом случае соблюдать придется. Отмечаем расхождения в правилах для госорганов и их отдельной категории – федеральных органов исполнительной власти.

Если в архиве нет запрошенной информации

Что делать, если в архив коммерческой организации поступил запрос от физического лица, но никакой информации не найдено? Ему обязательно письменно отвечать? Как оформить ответный документ?

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 1)

Далеко не все входящие документы организация вольна исполнять в удобный для себя срок. Дело в том, что для некоторых из них срок исполнения, возможность его продления и наказание за его нарушение установлены на законодательном уровне. В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы разобрались с официальными запросами / требованиями налоговых органов, силовых ведомств (полиции, Следственного комитета, прокуратуры), работников и Гострудинспекции.

Истребование документов налоговой и их представление по разным каналам связи (часть 1)

Какие варианты истребования документов и пояснений используются налоговиками (лично, по почте, через телекоммуникационные каналы связи). Как представить документы, если оригинал создан в бумажном виде, в электронном виде в утвержденном или собственном формате – для каждого из этих вариантов есть своя специфика. Как подтвердить представление таких документов в зависимости от используемого «канала передачи». Как рассчитать срок представления. Как составить пояснения (с образцами оптимальных формулировок). Все показано на примерах документов. В этом номере читайте 1-ю часть статьи.