Top.Mail.Ru

Регламентация использования факсимиле

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, когда допустимо использовать факсимиле, и дали образцы для формулировок в документах о применении факсимиле. Сейчас же сосредоточимся на порядке использования факсимиле сотрудниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Приведены образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно оформить и организовать правильное использование факсимиле на практике.

Зачем нужен отдельный ЛНА об использовании факсимиле в организации

Статья 160 ГК РФ определяет порядок использования факсимиле при совершении сделок, т. е. во внешнем контуре организации. А вот какие документы должны регламентировать использование факсимиле внутри компании, она не уточняет.

В практике работы с факсимиле такой вопрос задают достаточно часто. Оно и понятно почему. Ведь есть много законодательных актов, регламентирующих необходимость принятия тех или иных документов по определенным направлениям деятельности. Так, Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» содержит не только требование о необходимости наличия в организации Положения о закупке, но и четко определяет требования к содержанию этого документа.

Итак, нормативных требований о наличии в организации ЛНА об использовании факсимиле нет. Но поскольку использование факсимиле подразумевает различные риски, то, чтобы упорядочить этот процесс, ЛНА просто необходим. Эту точку зрения подтверждает и судебная практика.

Судебная практика

Бывший гендиректор и участник ООО (истица) лишилась своей должности и доли в ООО. Оспаривая это в суде, она заявила о фальсификации ряда документов на том основании, что на них отсутствует ее собственноручная подпись – ​изображение ее подписи проставлено с помощью клише факсимиле неизвестными ей лицами без ее ведома.

В ходе рассмотрения дела истица не отрицала, что имела факсимиле с изображением своей подписи и использовала его в ходе деятельности в ООО. При этом истица не могла точно назвать дату своего устного распоряжения об изготовлении этого клише. Оно использовалось в ООО исключительно на документах, не связанных с финансовой деятельностью (исходящая корреспонденция, для заверения копий документов).

Данное клише находилось в обществе, где оно было на момент обращения в суд, истица поведать не смогла. Она не пояснила также, где конкретно в обществе хранилось клише факсимиле, его наличие не отражено в каком-либо локальном акте общества, в котором должен быть указан:

  • перечень документов, на которых можно проставлять оттиск;
  • перечень лиц, в обязанности которых будет входить обеспечение сохранности клише, а также несение ответственности за нарушение порядка его использования и хранения.

Истица также не уточнила, какой период она использовала клише факсимиле и при каких обстоятельствах оно исчезло.

Суд рассудил так: истица, изготовив точное воспроизведение графического оригинала своей личной подписи печатным способом, не обеспечив сохранность этого клише, не установив регламент его использования, взяла на себя все риски наступления неблагоприятных последствий из-за неконтролируемого использования факсимиле (решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2015 по делу № А40-75711/2014, оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 № 09АП-30495/2015).

Если театр начинается с вешалки, то порядок работы с факсимиле – ​с инструкции по делопроизводству. Между прочим, в Примерной инструкции по делопроизводству, утвержденной Росархивом, факсимиле упоминается:

Фрагмент документа

Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях, утвержденная приказом Росархива от 11.04.2018 № 44

Такое положение можно рекомендовать включать в инструкцию по делопроизводству каждой организации, а не только государственной. Как видим, наличие такого пункта оставляет руки развязанными в отношении принятия решения об использовании факсимиле в дальнейшем (т. е. хотим используем, хотим нет), но в случае принятия положительного решения надо будет разработать ЛНА, и вот это требование носит уже императивный характер (т. е. если решили использовать факсимиле, то обязательно регламентируйте порядок работы с ним). Это логично.

Правда, некоторые организации намеренно вводят запрет на использование факсимиле своими сотрудниками. Например, ФНС России запрещает использовать факсимиле должностным лицам территориальных налоговых органов (см. письмо от 01.04.2004 № 18-0-09/000042@).

Штамп-факсимиле некоторые руководители изготавливают себе, чтобы ускорить подписание кипы не сильно значимых бумаг, т. е. сами им и пользуются. В этом случае руководитель не тратит много времени на такие документы, обычно даже не вчитываясь в них. Важные бумаги он и изучает долго, и сил на их подписание вручную потом уже не жалеет – ​для них ему факсимиле не нужно.

Факсимиле обычно изготавливается для возможности его использования не обладателем изображенного на нем росчерка, а другими работниками организации.

Вот почему наличие на документе оттиска...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Оформляем отметку о приложении в сопроводительном письме

Сопроводительные письма используются в юридической практике регулярно. Объясняем, направление каких документов потребует составления сопроводительного письма и как оформлять отметку о приложении в различных случаях. В частности, если направляемый документ поименован в тексте письма, если приложений несколько, если количество листов зафиксировано в самом приложении, если приложение к письму имеет собственное приложение, если в бумажном письме сообщаем о направлении электронного документа, если приложений слишком много, если приложение содержит конфиденциальную информацию и пр.

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Кого можно привлечь к уголовной ответственности при банкротстве юридического лица?

Процесс банкротства предусматривает сложную систему взаимодействия между его участниками, направленную на достижение баланса интересов должника и кредиторов, а также на восстановление финансовой стабильности и справедливое разрешение финансовых проблем. Поэтому так важно разобраться, кто его участники, какую роль играют и могут ли быть привлечены к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве. В этом поможет статья, в которой мы рассматриваем в деталях каждую категорию подлежащих уголовной ответственности лиц, приводим судебную практику, из которой понятно, за что именно они могут понести наказание.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

На примерах различных практических ситуаций, которые могут возникнуть на каждом из этапов работы с государственным (муниципальным) контрактом, объясняем, за что компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Анализируем судебную практику по спорным вопросам. Рассказываем, как избежать включения в РНП, в т. ч. при возникновении проблем с контрагентом.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Территориальная подсудность: как прописать в договоре

В любом договоре есть раздел, посвященный урегулированию споров. Там прописываются способы ведения переговоров и направления претензии, сроки ее рассмотрения, порядок ответа и т.д. Если все спорные вопросы удается разрешить путем переговоров – ​хорошо. Но что делать, если переговоры зашли в тупик и возникает перспектива судиться? Вот тут как раз и встает вопрос о том, где будет проходить суд. И лучше этот вопрос решить при заключении договора. Автор дает советы, как грамотно прописать территориальную подсудность в договоре, чтобы это была не формальность, а работающие в ваших интересах условия обращения за судебной защитой.