Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Нет воли всех сторон – нет и третейской оговорки

Третейская оговорка (арбитражное соглашение) – ​соглашение сторон о передаче в арбитраж (третейский суд) всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Третейская оговорка требует письменной формы и включается либо непосредственно в текст договора, либо в отдельное соглашение.

Причем заключить такое соглашение можно не только в форме отдельно оформленного документа, но и путем обмена:

  • письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы при условии, что можно достоверно установить, исходит ли документ от другой стороны;
  • процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает 1.

При этом само слово соглашение означает, что воля сторон на передачу спора в третейский суд должна быть обоюдной. Даже принудить сторону к третейской оговорке через суд, скорее всего, не получится, если другая сторона против 2, в том числе когда заключается типовой договор, утвержденный государственным / муниципальным органом 3.

Тем более за стороны не может выбирать третейский суд какое-то другое третье лицо.

Судебная практика

Суд признал незаконным передачу на рассмотрение третейского суда спора. Дело в том, что стороны согласовали в договоре суд при РАО ЕЭС, который был упразднен, а приказом РАО указан правопреемник суда. Другими словами, фактически волеизъявление сторон подменено императивным решением РАО, не выступающего стороной ни по договору, ни по спору, а для передачи дела на рассмотрение в третейский суд требуется выраженная воля именно сторон договора (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 № 09АП-20247/2019 по делу № А40-222545/17, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2019 № Ф05-14972/2019 оставлено без изменения, определением ВС РФ от 31.12.2019 № 305-ЭС19-24428 отказано в передаче дела для пересмотра).

Любое сомнение в пороке воли, несогласии другой стороны – ​и третейская оговорка может быть признана несогласованной. Особенно если попытка заключить арбитражное соглашение предпринималась после заключения основного договора через обмен документами или заключение дополнительного соглашения.

Судебная практика

ООО обратилось с иском в суд к ОАО о взыскании задолженности по договору. Ответчик возражал против рассмотрения дела в суде, поскольку в дополнительном соглашении к договору содержится третейская оговорка и спор должен рассматриваться указанным в нем третейским судом. Отклоняя такие доводы, суды первой и апелляционной инстанций указали следующее. Дополнительное соглашение к договору, которым ответчик среди прочего предложил истцу изменить подведомственность споров с третейской оговоркой, было подписано истцом с протоколом разногласий. Его в свою очередь ответчик не подписал. С учетом этого стороны не пришли к соглашению по всем существенным условиям допсоглашения, и оно считается незаключенным, а третейская оговорка в нем недействительной. Спор правомерно подлежал рассмотрению арбитражным судом (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 № 08АП-13356/2017 по делу № А75-5941/2017).

Подобная невнимательность сторон к сути действий (бездействия) – ​собственных и контрагента – ​часто приводит к потере времени и неверному избранию способа защиты. На практике нередко встречается ситуация, когда сторона оплачивает...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Считаются ли заявки на поставку, отправленные по e-mail, оформленными надлежащим образом?

Считаются ли заявки, направляемые по электронной почте (на указанные в договоре адреса) во исполнение рамочного договора поставки, надлежащим образом оформленными, если они не содержат подписей покупателя и поставщика?

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Франчайзинг. Суды о том, почему важно читать договор

В последние годы франчайзинг как форма ведения бизнеса набирает обороты: все охотнее, особенно начинающие предприниматели, открывают рестораны, магазины, пекарни, школы и т. п. по «готовой схеме» франчайзинга (франшизе). При этом мало кто задумывается о том, что такая деятельность при всех ее преимуществах несет и множество рисков, ведь франчайзинг выступает как своеобразное «кредитное плечо»: он помогает в раскрутке бизнеса, но и одновременно становится дополнительным бременем, когда что-то «сбивается со сценария». Неудивительно: суды регулярно рассматривают споры между правообладателями (франчайзерами) и пользователями (франчайзи). Мы проанализировали эти споры за последние годы и рассказываем о подводных камнях, на которые могут натолкнуться стороны во франчайзинге, особенно франчайзи.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Когда можно использовать факсимиле

Поговорим о практике работы с факсимиле, а также допустимой сфере применения этого способа подписания документов. Как договариваться об уместности факсимиле на документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно отразить в заключаемом договоре? И наоборот – ​как в нем сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Даем образцы формулировок для договоров в различных ситуациях и пример соглашения об использовании факсимиле, которым можно воспользоваться на практике.

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.