Защите прав потребителя традиционно уделяется повышенное внимание. Ведь такие права напрямую коррелируются с обязанностями бизнеса. Мы отобрали и проанализировали несколько интересных правовых позиций из обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) и свежей практики нижестоящих судов.
Рассказываем на примерах конкретных судебных дел и разъяснений высшего суда страны, почему даже после расторжения договора купли-продажи или без его заключения гражданин может рассчитывать на нормы закона о защите прав потребителей; как снизить риски при дистанционной торговле, какие условия продажи целесообразно включить в информацию для покупателей на сайте, чтобы при необходимости отстоять свои интересы в суде; как грамотно прописать возможность аннулирования заказа или изменения цены; в каком случае придется вернуть покупателю часть уплаченной абонентской платы.
Защита потребителя – обязанности бизнеса
Потребителем является обычный гражданин, заказывающий товары, работы или услуги для своих личных, бытовых и семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 3 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – ЗоЗПП).
Поскольку потребитель является экономически более слабой стороной, с целью выравнивания его правовых возможностей законодатель предусмотрел ряд специальных правил, направленных на защиту его имущественных и личных неимущественных интересов, и соответственно возложил дополнительные обязанности на предпринимателей (продавцов, исполнителей, изготовителей, владельцев агрегатора 1). И вот основные из них:
1) раскрывать потребителю в доступной форме до заключения договора информацию о товарах (работах и услугах), их основных потребительских свойствах, о самом продавце, а в ином случае он вправе отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков (ст. 12 ЗоЗПП);
2) возмещать потребителю вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг (ст. 14 ЗоЗПП);
3) компенсировать причиненный потребителю моральный вред при наличии у последнего нравственных или физических страданий по вине продавца (ст. 150 ГК РФ и ст. 15 ЗоЗПП);
4) оплачивать неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, связанных с приобретением товаров, работ и услуг (ст. 13, 23–23.1 и 28 ЗоЗПП);
5) оплачивать штраф в размере 50% от всех присужденных в пользу потребителя денежных сумм при отказе удовлетворить его требования в досудебном порядке (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП);
6) признавать недействительными все условия договоров, ущемляющие права потребителей по сравнению с тем, как они определены законом (ст. 168 ГК РФ и ст. 16 ЗоЗПП).
Потребитель всегда может пожаловаться на недобросовестного предпринимателя в Роспотребнадзор с целью проведения проверки и привлечения нарушителя к административной ответственности по ст. 14.8 2 и иным статьям КоАП РФ.
В пользу потребителя также сформулировано его право на обращение в суд в соответствии с правилом альтернативной подсудности (по выбору истца) – по месту своего жительства, по месту нахождения предпринимателя либо по месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 ЗоЗПП). При этом потребитель освобожден от уплаты госпошлины при цене иска не более 1 млн руб. Если же цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ и п. 3 ст. 17 ЗоЗПП).
Особенности выгодного статуса ИП
Гражданин может иметь статус ИП и заниматься предпринимательством, однако это само по себе не лишает его перечисленных гарантий, если в конкретном случае он действовал именно как потребитель, т.е. заказал и оплатил соответствующие товары, работы и услуги для своих личных (бытовых, семейных) нужд.
Понятно, что в законе используются оценочные категории, которые наполняются определенным смыслом в той или иной практической ситуации, но все же, исходя из разумных критериев, можно определить, когда гражданин является потребителем, а когда все-таки занимается коммерческой деятельностью:
- так, к примеру, гражданин может купить один или несколько телевизоров или иную бытовую технику, и такие сделки являются вполне обычными для рядового потребителя, удовлетворяющего потребность в получении товаров повседневного спроса для себя и членов своей семьи;
- иным образом обстоит дело в случае, когда таких телевизоров или другую бытовую технику предприимчивый гражданин берет штук 15–20 и затем перепродает с наценкой. Вот здесь уже статус потребителя может быть поставлен под сомнение, поскольку цели приобретения товара у гражданина другие, и они связаны с предпринимательством, но никак не с личными нуждами. В таком случае он также не лишается права защищать свои интересы при продаже ему товара ненадлежащего качества, вот только специальными гарантиями воспользоваться не сможет. ИП будет защищать свои права в общем порядке, с уплатой всей суммы госпошлины за обращение в суд (который он должен определить, по общему правилу, по месту нахождения ответчика, а не руководствуясь соображениями личного...