Top.Mail.Ru
Защите прав потребителя традиционно уделяется повышенное внимание. Ведь такие права напрямую коррелируются с обязанностями бизнеса. Мы отобрали и проанализировали несколько интересных правовых позиций из обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) и свежей практики нижестоящих судов. Рассказываем на примерах конкретных судебных дел и разъяснений высшего суда страны, почему даже после расторжения договора купли-продажи или без его заключения гражданин может рассчитывать на нормы закона о защите прав потребителей; как снизить риски при дистанционной торговле, какие условия продажи целесообразно включить в информацию для покупателей на сайте, чтобы при необходимости отстоять свои интересы в суде; как грамотно прописать возможность аннулирования заказа или изменения цены; в каком случае придется вернуть покупателю часть уплаченной абонентской платы.

Защита потребителя – ​обязанности бизнеса

Потребителем является обычный гражданин, заказывающий товары, работы или услуги для своих личных, бытовых и семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 3 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – ​ЗоЗПП).

Поскольку потребитель является экономически более слабой стороной, с целью выравнивания его правовых возможностей законодатель предусмотрел ряд специальных правил, направленных на защиту его имущественных и личных неимущественных интересов, и соответственно возложил дополнительные обязанности на предпринимателей (продавцов, исполнителей, изготовителей, владельцев агрегатора 1). И вот основные из них:

1) раскрывать потребителю в доступной форме до заключения договора информацию о товарах (работах и услугах), их основных потребительских свойствах, о самом продавце, а в ином случае он вправе отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков (ст. 12 ЗоЗПП);

2) возмещать потребителю вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг (ст. 14 ЗоЗПП);

3) компенсировать причиненный потребителю моральный вред при наличии у последнего нравственных или физических страданий по вине продавца (ст. 150 ГК РФ и ст. 15 ЗоЗПП);

4) оплачивать неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, связанных с приобретением товаров, работ и услуг (ст. 13, 23–23.1 и 28 ЗоЗПП);

5) оплачивать штраф в размере 50% от всех присужденных в пользу потребителя денежных сумм при отказе удовлетворить его требования в досудебном порядке (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП);

6) признавать недействительными все условия договоров, ущемляющие права потребителей по сравнению с тем, как они определены законом (ст. 168 ГК РФ и ст. 16 ЗоЗПП).

Потребитель всегда может пожаловаться на недобросовестного предпринимателя в Роспотребнадзор с целью проведения проверки и привлечения нарушителя к административной ответственности по ст. 14.8 2 и иным статьям КоАП РФ.

В пользу потребителя также сформулировано его право на обращение в суд в соответствии с правилом альтернативной подсудности (по выбору истца) – ​по месту своего жительства, по месту нахождения предпринимателя либо по месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 ЗоЗПП). При этом потребитель освобожден от уплаты госпошлины при цене иска не более 1 млн руб. Если же цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ и п. 3 ст. 17 ЗоЗПП).

Особенности выгодного статуса ИП

Гражданин может иметь статус ИП и заниматься предпринимательством, однако это само по себе не лишает его перечисленных гарантий, если в конкретном случае он действовал именно как потребитель, т.е. заказал и оплатил соответствующие товары, работы и услуги для своих личных (бытовых, семейных) нужд.

Понятно, что в законе используются оценочные категории, которые наполняются определенным смыслом в той или иной практической ситуации, но все же, исходя из разумных критериев, можно определить, когда гражданин является потребителем, а когда все-таки занимается коммерческой деятельностью:

  • так, к примеру, гражданин может купить один или несколько телевизоров или иную бытовую технику, и такие сделки являются вполне обычными для рядового потребителя, удовлетворяющего потребность в получении товаров повседневного спроса для себя и членов своей семьи;
  • иным образом обстоит дело в случае, когда таких телевизоров или другую бытовую технику предприимчивый гражданин берет штук 15–20 и затем перепродает с наценкой. Вот здесь уже статус потребителя может быть поставлен под сомнение, поскольку цели приобретения товара у гражданина другие, и они связаны с предпринимательством, но никак не с личными нуждами. В таком случае он также не лишается права защищать свои интересы при продаже ему товара ненадлежащего качества, вот только специальными гарантиями воспользоваться не сможет. ИП будет защищать свои права в общем порядке, с уплатой всей суммы госпошлины за обращение в суд (который он должен определить, по общему правилу, по месту нахождения ответчика, а не руководствуясь соображениями личного удобства), без...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Нюансы подачи документов в арбитражный суд

Какие есть особенности подачи документов в суд нарочным, почтовой службой и в электронном виде? Что необходимо учитывать при сшиве документов для суда? Нужно ли нотариально заверять копии? Как делать отметку о заверении? Как ставить печать? Что включить в доверенность на представление интересов организации в суде? Какие ошибки чаще всего допускают при подаче документов в суд? Автор – сотрудник отдела делопроизводства арбитражного суда обращает внимание на важные мелочи, которые следует учитывать при подаче документов в суд.

Особенности административного судопроизводства

Судебным юристам нередко приходится задумываться, в какой суд – арбитражный или общей юрисдикции – нужно обратиться за обжалованием решения или действия административного органа или должностного лица. Чтобы ответить на этот вопрос точно, нужно изучить специфику административного судопроизводства. Эксперт в удобной для восприятия табличной форме перечисляет дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые по правилам КАС РФ, а также те, которые в таком порядке не разрешаются. Разъясняет требования к административному иску, представителям сторон и их полномочиям, нормы о специальных сроках рассмотрения административных дел. Рассказывает о возможностях использования систем видео-конференц-связи и процессуального правопреемства при ликвидации стороны, а также распределении бремени доказывания. Приводит образец административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей

Что такое сторнирование и когда оно возможно? Почему сторнирование не является способом прекращения обязательств? Когда стороны к нему прибегают по собственной инициативе, а когда их обязывают это сделать? Какие последствия сторнирования надо учитывать? Разбираемся с помощью судебной практики.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Как взыскать с оппонента судебную неустойку

Помимо классической неустойки, которая устанавливается договором, кредитор может наказать своего должника и за неисполнение принятого против него судебного акта. Как известно, судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ, выполнение этого требования достигается за счет использования различных средств, и взыскание судебной неустойки – ​одно из них. Расскажем о том, когда и, самое главное, в каком размере ее можно взыскать. Приведем образцы различных формулировок для подачи документов в суд в целях взыскания судебной неустойки.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

Как пожаловаться на судью, если он ведет себя недостойно, постоянно затягивает дело, благоволит противнику или не выполняет свои обязанности? Рассказываем, куда пожаловаться, в какие сроки, что писать в жалобе и на что может повлиять ее подача. Приводим образец жалобы в квалификационную коллегию судей.